БАМ / 04.10.19 10:56

Построить дорогу, приведшую домой

О том, как строились станции и как помогал в работе спирт, вспоминают хабаровчане, отдавшие великой магистрали не один десяток лет

О том, как строились станции и как помогал в работе спирт, вспоминают хабаровчане, отдавшие великой магистрали не один десяток лет
фото:Татьяна Щербаченко

С началом основного этапа строительства Байкало-Амурская магистраль сконцентрировала вокруг себя молодёжь со всего Советского Союза. С окончанием стройки кто-то вернулся на родину, кто-то остался жить в бамовских городах и посёлках. Хабаровск хоть и не относится к их числу, но тоже стал родным для многих строителей. Здесь есть даже целые бамовские дома.

Два таких дома находятся на улице Оборонной. Многие их жильцы отдали БАМу не по одному десятку лет. Вот ранним утром свежим воздухом вышел подышать Виктор Богдановский, работавший в те годы мастером погрузочно-разгрузочных работ группы заказчика строительства БАМа. Из соседнего подъезда выходит Фёдор Гурченко, водивший по магистрали локомотивы.

– А Костя где? – спрашивает он у Виктора Алексеевича. – Пойду, позвоню ему.

Пока бамовцы собираются, своими воспоминаниями и впечатлениями от работы на магистрали делится член совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Людмила Иванова, которая, кстати, и рассказала об этих уникальных домах. Ей нередко приходилось бывать в командировках, она стала свидетелем масштабных событий, таких как, например, строительство моста через Бурею.

Но вот Константин Паршин присоединился к компании и первым взял слово.

– Я окончил факультет «Строительство железных дорог» в ХабИИЖТе. На БАМ попал по распределению, – вспоминает он. – В 1976 году начал работать в управлении механизации треста «Мостострой 8». Ближе к окончанию строительства пригласили работать начальником производственного отдела треста «БАМтрансстрой».

Константин Михайлович отработал на Байкало-Амурской магистрали больше 20 лет. Он принимал участие в возведении мостов через Зею и Бурею, на его глазах строилась станция Ургал. Можно считать, что станция Солони – от первого колышка и до последнего кирпича – возводилась под его надзором.

– Солони строил «ТаджикстройБАМ», а меня направили в качестве инспектора технического надзора группы заказчика, – рассказывает Константин Паршин. – В Таджикистане тогда возводили большую ГЭС, и многие строители, направленные к нам, свою работу знали. Отношения с ребятами были самые хорошие, те годы вспоминаю с особой теплотой.
Константин Паршин и Виктор Богдановский не просто соседи, они много лет вместе работали в группе заказчика.

Фёдор Гурченко приехал на БАМ летом 1979 года. На тот момент за его плечами были уже 15 лет стажа работы в локомотивном хозяйстве.

Несмотря на непростые времена и условия работы, Фёдор Иванович тоже вспоминает БАМ с теплотой.

– Приходилось работать даже в 65-градусный мороз. Выезжаешь из Тынды при такой температуре и приезжаешь в Сковородино, где всего 45 градусов, – рассказывает он. – Выходишь отцеплять локомотив, и кажется – так тепло.

Морозы научили машиниста некоторым хитростям в работе. Фёдор Иванович всегда старался, чтобы у него в запасе было несколько литров спирта, используемых далеко не по тому назначению, о котором можно подумать в первую очередь.

– Спирт помогает тормозной системе тепловоза хорошо работать в крутые морозы, – объясняет Фёдор Гурченко. – Он отлично собирает воду, воздух очищается и тормоза работают без сбоев.

Бамовцы вспомнили немало интересных подробностей из времён грандиозной стройки: одни смешные, другие грустные, третьи – о несправедливости. Но ни один из них не пожалел о том, что БАМ был в их жизни.


На фото: Жители дома по улице Оборонной с особой теплотой вспоминают годы, проведённые на БАМе

Татьяна Щербаченко
Материал опубликован в газете «Дальневосточная магистраль» 04.10.19

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →