Новости дня

«Стройка века» начиналась с топора

БАМ | Пятница | 30.08.2019 | 13:03
А трудовой путь и профессиональная карьера многих железнодорожников начинались с БАМа
А трудовой путь и профессиональная карьера многих железнодорожников начинались с БАМа
Фото из архива Владимира Бачерикова
Наш сегодняшний претендент на победу в номинации «БАМ – как много в этом кадре» конкурса «#Даёшь БАМ!» – заместитель председателя Дорпрофжела, руководитель Пензенского филиала дорожной профсоюзной организации Владимир Бачериков.

В 1975-м и 1976-м годах Владимир Николаевич в составе первого на Байкало-Амурской магистрали студенческого отряда «Строитель», сформированного из 50-ти студентов Ленинградского института железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I), прокладывал автодорогу в районе знаменитого Северомуйского тоннеля, имевшего для БАМа стратегическое значение.

«Отправляясь на «стройку века», я, студент строительного факультета, и подозревать не мог, что мне придётся освоить профессию лесоруба. Но произошло именно так. Почти сразу после торжественной встречи с духовым оркестром на станции Улан-Удэ перед нами, четверокурсниками, поставили задачу: высадиться за сотни километров от города в палаточном городке, разбитом в глухой тайге на побережье реки Баргузин, и приступить к прорубке просеки для последующего возведения трассы длиной 37 км. По ней должна была доставляться техника для Северомуйского тоннеля, строительство которого вскоре должно было начаться, и укладки в нём железнодорожных путей. Казалось бы, что такое зачистить от леса без малого четыре десятка километров для большой бригады здоровых, оснащённых хорошим инструментом, молодых мужчин?! Но поначалу нам эта задача казалась невыполнимой: в девственно чистой тайге повсеместно возвышались шестиметровые деревья-исполины, которые нам предстояло спились и раскряжевать, а ещё преобладал густой кустарник, кишащий кровососами. Кроме того, на местности обитали ещё, как выражался наш инструктор, «любопытные хозяева тайги», которых он в шутку приказал нам не трогать. Впрочем, медведи нам не мешали. В отличие от туч комаров и прочих насекомых, досаждавших нам ежедневно», – вспоминает герой нашей публикации.

На «трудовом фронте» случалось всякое. Владимир Николаевич до сих пор не может понять, как он, с лёгкостью научившись орудовать топором, в первые дни работы ухитрился чуть не отрубить себе руку. Кровь из вены хлестала фонтаном. Перетянув рану жгутом, прикреплённая к городку медсестра – студентка одного из медицинских вузов – и один из лесорубов по бездорожью два часа доставляли юношу до фельдшерского пункта в ближайшее село. Там выяснилось: появилась угроза отмирания ткани! К счастью, местной женщине-фельдшеру и ветеринару в одном лице руку парня удалось спасти. Правда, шрам остался на всю жизнь.

Но приятные моменты на «стройке века», конечно, тоже были. В разгар лесорубных работ кто-то из однокурсников Володи начал вести фотолетопись трудовых будней ребят, которые вставали на рассвете и завтракали под навесом, а затем дружно на весь световой день углублялись, вооружившись инструментами, в тайгу. В выходные дни тяжёлый труд на сложнейшем рельефе местности сменялся душевными вечерами с песнями под гитару или баян у костра, и объектив фотоаппарата марки «ФЭД» бесстрастно фиксировал редкие, но такие счастливые моменты отдыха первопроходцев Байкало-Амурской из Ленинграда.

«Я жалею, что в предрассветной дымке нам спросонья не удалось заснять необычного гостя. Наш лагерь в три часа утра посетил лось. Заглянул он в поисках еды. Девушки-поварихи, жившие в городке, готовили на полевой кухне много и вкусно. Но и пищевых отходов тоже хватало. Вот сохатый и пришёл за ними. Одна из девчонок, проснувшись, чтобы приготовить всем завтрак, спугнула зверя, а тот рванул в лес так, что чуть не снёс по пути пару палаток. Конечно, многие от шума проснулись, потом уже в спокойной обстановке обсуждали: был бы фотоаппарат под рукой, получиться бы шикарный кадр!», – сокрушается мой собеседник.

Для Владимира Николаевича БАМ остался самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в жизни: яркое, романтическое и героическое, сделавшее из студента настоящего мужчину. В свою вторую БАМовскую командировку в 1976 году будущий железнодорожник тоже рубил лес, причём просеку его отряд прокладывал неподалёку от тех мест, где трудился год назад.

Вернувшись в 1977-м в Ленинград, юноша окончил Ленинградский институт железнодорожного транспорта и попал вместе с Еленой, сокурсницей, на которой женился, по распределению в Пензу. Начинал карьеру бригадиром пути, затем дорожным мастером, а уже в 1979-м получил назначение главным инженером Пензенской дистанции пути. В этой должности проработал 21 год. А с 2000-го по 2007-й возглавлял эту дистанцию.

Дальнейшая железнодорожная карьера героя нашего конкурса «#ДаёшьБАМ!» также складывалась удачно. Он вырос до заместителя начальника Пензенского отделения дороги по пути и строительству. А в 2011 году его судьба круто поменялась. Как человека с обострённым чувством справедливости, который не раз отстаивал своих подчинённых, Владимира Николаевича избрали лидером Пензенского филиала Дорпрофжела. Коллеги называют его ответственным и отзывчивым человеком, готовым в любой ситуации прийти на помощь.

А ещё Бачериков прекрасный семьянин. У него двое детей. Железнодорожник увлекается путешествиями и горнолыжным спортом, объездил почти всю Европу и даже покорил альпийские горнолыжные склоны.

Андрей Введенский
Материал опубликован в газете «Куйбышевский железнодорожник» 30.08.19

Cегодня в СМИ

Первые лица