Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Он годы шел сквозь тайгу на север, но привел БАМ в родную Якутию

БАМ | Пятница | 28.06.2019 | 12:02
Комиссар отряда «Якутский комсомолец» выполнил обещание вернуться в Якутию по железной дороге
Комиссар отряда «Якутский комсомолец» выполнил обещание вернуться в Якутию по железной дороге
ЛИЧНЫЙ АРХИВ ГАВРИЛА АДАМОВА
Ветеран-железнодорожник Гаврил Адамов по праву считает 45-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали и своим личным юбилеем. Сорок пять лет назад – 21 мая 1974 года – он стал одним из первых строителей, ступивших на землю будущего БАМа.

В апреле 1974 года, когда БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, 22-летний Гаврил Адамов работал в Якутске в СМУ-1 Управления строительства «Якуттяжстрой». После XVII съезда ВЛКСМ, на котором было принято решение о создании штаба строительства БАМа, вспоминает Гаврил Николаевич, руководство предложило ему и нескольким товарищам отправиться на стройку.

«Конечно, мы согласились. Всего нас было 16 человек, включая пять девушек. Так был сформирован первый отряд, который впоследствии получил название «Якутский комсомолец», – рассказывает Адамов. Его единогласно выбрали комиссаром отряда, и в этом статусе он прошёл весь БАМ.

Провожали первый отряд 21 мая на торжественном собрании комсомольского актива, с напутственными речами комсомольских лидеров. Командир отряда Анатолий Климов в это время сдавал сессию, поэтому ответное слово взял комиссар Гаврил Адамов. Комиссар пообещал, что в Якутию отряд вернётся по железной дороге. И сдержал обещание.

Первым пунктом назначения отряда стала Тында. «Все мы были настроены решительно, рвались в тайгу, на самую тяжёлую работу. Но девчонок оставили в Тынде работать штукатурами-малярами, а парней отправили на станцию Беленькая, в 6 км от Тынды, возводить искусственные сооружения вдоль железнодорожного полотна», – вспоминает Гаврил Николаевич.

На БАМе многие участки и станции строились отрядами, прибывшими из союзных республик или отдельных областей. Но первый комсомольский отряд, комиссаром которого был Гаврил Адамов, на протяжении долгого времени оставался первым, кто приходил в ту или иную местность. Им доставалась тяжёлая подготовительная работа. Так, осенью 1974 года именно они готовили базу для размещения отряда «Московский комсомолец» численностью около 500 человек, которому предстояло строить станцию Тында.

Затем «Якутский комсомолец» был переброшен в Могот.
«Отправили нас десантом. Высадились 11 ноября, в 3 км от места будущего посёлка Могот. Вокруг – заснеженная тайга, до ближайшего жилья 34 км. Рубили просеки под земляное полотно, делали фундаменты под щитовые дома, построили столовую. Находились там до февраля, в самые лютые морозы. Жили в вагончиках. Но на трудности как-то никто не жаловался, молодые были, всё было интересно», – рассказывает бамовец.

Затем отряд передислоцировали в посёлок Нагорный на границе Якутии и Амурской области. В размеренный уклад жизни добытчиков золота, населявших посёлок, ворвались бензопилы, крики и смех участников великой стройки. Здесь в их задачи входила разбивка местности под будущую станцию Нагорная, расчистка площадки, рубка просеки под железную дорогу. Вручную, днём и ночью, продираясь сквозь дремучую тайгу, они рубили просеку от Лапри до Нагорного – всего более 40 км.

По завершении этого этапа руководством было решено обучить и привлечь отряд «Якутский комсомолец» к работе на укладке железнодорожных путей. Так после учебного комбината в посёлке Тында в 1976 году Гаврил Адамов вместе со своими товарищами получил специальность монтёра пути.

«Набираться опыта нас прикрепили к бригаде под руководством заслуженного строителя РСФСР Карена Гараева. А уже осенью «Якутский комсомолец» самостоятельно приступил к укладке пути на участке Могот – Устях. Шли на север вплоть до 1993 года. Прошли Нагорный, Золотинку, Беркакит, Нерюнгри, Таёжку. Думаю, мы могли дойти и до Якутска, но события в стране внесли свои коррективы», – рассуждает строитель.

После завершения строительства Малого БАМа Гаврил Николаевич продолжил работать на железной дороге. Более 19 лет трудился в Беркаките и в 2014 году уже вышел было на заслуженный отдых, но вернулся. Устроился монтёром пути в ПЧ-3 АО «Железные дороги Якутии» и проработал ещё четыре года.

Вот уже почти год, как Гаврил Николаевич пенсионер. Ходит на рыбалку, охоту, занимается хозяйством. Но с железной дорогой, которой отдал 44 года жизни, связи не теряет – созванивается с коллегами, старается быть в курсе событий.

Особое место в его жизни занимают встречи с товарищами из бригады «Якутского комсомольца». Для них строительство БАМа – не только годы титанического труда в тяжелейших условиях, но и годы триумфа, великих побед над природой и собой. Вместе под звуки оркестра они участвовали в укладке «золотого звена» на разъезде Якутский при пересечении железной дорогой границы Якутии, «серебряного звена» на станции Беркакит, вместе прорубали километры просек. Их дружба прошла проверку в разных ситуациях. И пусть у всех за плечами колоссальный опыт работы, имеются отраслевые и государственные награды, а виски украшает седина, друг для друга они по-прежнему ребята. А БАМ – «золотое звено» их жизни.

Владимир Серенков

Cегодня в СМИ

Первые лица