Новости дня

Очевидец эволюции

75 лет Победы | Четверг | 09.04.2020 | 08:07
Машинисту Доровских выпало поработать и на паровозах, и на тепловозах, и на электровозах
Очевидец эволюции | Публкации | Гудок
Из личного архива
Старейшему ветерану Забайкальской дороги, участнику Великой Отечественной войны Николаю Дмитриевичу Доровских 12 марта исполнилось 96 лет. Накануне дня рождения корреспондент «Гудка» побывал у ветерана дома и расспросил его о боевом и трудовом пути.

Центральное место на стене в зале занимают два портрета. С одного гордо смотрит молодой сержант Николай, со второго – красавица-комсомолка Александра. Более 65 лет в заботе и любви живут супруги Доровских.

Судьба свела молодых в родном Могзоне, их семьи жили по-соседству. Николай Дмитриевич родился в семье инженера-проектировщика. Вместе с женой тот прибыл на строительство Забайкальской дороги из Иркутска. Такие специалисты в Забайкалье были на вес золота, поэтому семье железнодорожника прижиться на одном месте не удавалось. Когда сложный участок Транссиба через Яблоновый хребет был проложен, отца перевели в Ерофей Павлович, где он вскоре умер. Мама с двумя детьми вернулась в Могзон, к которому уже успели прикипеть сердцем. Прежняя их квартира была занята, вдову с ребятишками приютили знакомые. Позже купили небольшой домик.

Будущая супруга Николая жила на соседней улице. Шурочка была тоже из железнодорожной семьи. Папа – мостовой строитель, умер, когда дочки были ещё совсем маленькими. Шуре, старшей в семье, рано пришлось повзрослеть и взять на себя хлопоты по хозяйству и заботу о младших сёстрах и больной маме. Первой к трудолюбивой и умелой девчушке пригляделась мама Николая, в шутку называла Шуру «наша молодуха».

В Могзоне школа была неполной, поэтому после 9-го класса Николай отправился продолжать учёбу в читинский интернат. Когда грянула война, Николаю не было ещё 18. В начале 1942 года и ему пришла повестка из военкомата. Сначала его направили на обучение в Иркутскую военную авиашколу. С октября 1943 года он начал службу бортовым механиком в авиаполку, располагавшемся в окрестностях Йошкар-Олы. Ответственный парень всегда тщательно готовил самолёты к боевому вылету. Сегодня ветеран с гордостью вспоминает, что все его «орлы» до единого возвращались на базу без царапин. После окончания войны и расформирования авиационного полка его не спешили списывать в запас. Ещё четыре года он продолжал службу в Солнечногорском авиационном полку. Летал на самолётах Ли-12 и Ил-12. В его личной лётной книжке, которая до сих пор бережно хранится в семейном архиве, записи о более 200 полётах и почти трёх сотнях часов, проведённых в воздухе.

Лишь в 1950 году в звании старшины запаса, с медалью «За победу над Германией» Николай Дмитриевич вернулся в родной Могзон – «воевать» уже на трудовом фронте. Молодого участника войны приняли кочегаром в паровозное депо. Работа его ждала не из лёгких: летом сверху припекало, а от котла так пыхало жаром, что пот застилал глаза. Зимой же на паровозе тоже работа не сахар: вычисти котёл, заправь паровоз водой, кайлом разбей замёрзшие комья угля.

В кочегарах Николай Дмитриевич долго не засиделся. Вскоре выучился на помощника машиниста, а затем и на машиниста. В родном депо Николай Доровских всегда был палочкой-выручалочкой. Если кто-то не выходил в рейс, к нему первому обращались за помощью: «Дмитрич, выручай!» И он выручал, подхватывал свою «шарманку» (чемоданчик машиниста) и бежал к прибывающему поезду. Его ответственное отношение к работе по достоинству оценили в 1971 году, когда Николаю Дмитриевичу было присуждено звание «Лучший машинист паровоза железных дорог СССР», а его имя занесено в Книгу почёта Министерства путей сообщения. Он на своём опыте изучил эволюцию локомотивов, работал и на паровозах, и на тепловозах, и на электровозах.

К своей будущей избраннице Николай долго присматривался. Бойкая девчушка успевала везде: и по дому хлопотала, и в школе, и на общественной работе. А вот когда в доме появились сваты, то отказываться не стала. «Хоть мой муж и старше меня на восемь лет, но характер у него был покладистый. С первого дня окружил заботой. В прошлом году «железную» свадьбу справили», – признаётся любящая супруга. Сама Александра Ивановна больше 20 лет посвятила работе в специальной службе исправительной колонии.

Пять лет как Николай Дмитриевич и Александра Ивановна перебрались в Читу, поближе к дочери Ирине, внучке Анне и правнучке Александре. Ветерана не забывают в локомотивном эксплуатационном депо Чита и часто навещают.
Ольга Стракович, Чита
Теги

Cегодня в СМИ

Первые лица