Подписка 1520 - PDF

Рынок с риском

Пятница, 21.09.2012 в 15:04
Российские лизинговые компании готовятся удовлетворять спрос на вагон за
границей
Российские лизинговые компании готовятся удовлетворять спрос на вагон за 
границей |

«Компенсация 50% расходов на экспертизу плана модернизации предприятия и привлечение инженерно-технических кадров из-за рубежа, а также предоставление оборудования в лизинг под льготные 7,5% годовых – такие механизмы поддержки предполагает программа, разработанная Министерством индустрии и новых технологий РК», – рассказывает директор департамента проектного и отраслевого анализа АО «БРК-Лизинг» Бауржан Ережепов.

В Казахстане сейчас занимаются реализацией стратегии, направленной на повышение качества работы и безопасности железнодорожных перевозок. Она рассчитана до 2015 года. В рамках проекта уже подписан договор о приобретении 190 нефтеналивных цистерн и 150 хопперов-цементовозов между АО «Центр транспортных услуг» (ЦТУ) и АО «БРК-Лизинг». Контракт рассчитан на 10 лет. Эта лизинговая сделка профинансирована в рамках корпоративной концепции «Обновление подвижного состава, воздушного и водного транспорта». И стала первой для АО «НК «Казахстан темир жолы» покупкой вагонов с помощью пока ещё нового инструмента – финансового лизинга.

Генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов рассказал, что на Россию, Казахстан и Украину приходится более 90% объёмов железнодорожных перевозок «пространства 1520». Соответственно рынки именно этих стран останутся наиболее перспективным направлением. 

По его словам, страны «пространства 1520» владеют одним из крупнейших парков тягового состава, высокий уровень износа которого требует скорейшей модернизации и обновления. 

В Белоруссии лизинг подвижного состава «проснулся» только в прошлом году. Причём председатель совета Ассоциации лизингодателей Белоруссии Александр Цыбулько считает, что именно вагоны помогли компаниям выжить в республике.

«Лизинг вагонов стал локомотивом, который вытащил общий объём нового бизнеса и привёл к существенному перераспределению среди лидеров рынка», – сообщил председатель совета ассоциации. Лизингом вагонов занимались две компании – «ВТБ-Лизинг» и «АСБ Лизинг». За год ими было реализовано около 2 тыс. вагонов, поставленных из России. Основным лизингополучателем выступала Белорусская железная дорога.

До 2003 года механизм аренды в стране использовали в основном как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путём завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов. В период с 2003 по 2008 год вместе со стабилизацией экономической ситуации в республике ситуация на рынке лизинговых услуг начала выравниваться, а объёмы операций – расти.

Заместитель генерального директора Белорусской железной дороги Владимир Балахонов считает, что БЖД продуктивно взаимодействует с российскими лизинговыми компаниями, партнёрство с которыми позволяет отказаться от кредита как способа привлечения средств для обновления инвентарного парка магистрали. 

В связи с появлением нового объекта лизинга в 2011 году существенно изменилась структура потребления услуги. Впервые за все годы наблюдения за ситуацией на рынке лизинга транспортные средства составили 62,1% от общего объёма лизинга. Машины и оборудование заняли 31%, недвижимость – 6%, прочие объекты – 1%.

Но в ближайшие несколько лет Белоруссия не ожидает активного роста лизинговых сделок. По мнению Александра Цыбулько, прежде всего лизинговым компаниям стоит набрать надёжную клиентскую базу.

На Украине, по мнению российских компаний, не всё так просто с лизингом, хотя потребность в обновлении парка есть. Генеральный директор «Евро Лизинг» Павел Васильев считает, что железнодорожные вагоны в стране – специфический актив.

«На Украине пока единицы лизинговых компаний занимаются финансированием железнодорожных вагонов, это связано с необходимостью привлечения большого объёма финансовых ресурсов», – добавил эксперт. 

В пример он привёл историю с «Укрспецвагоном», который не мог найти финансирование под закупку техники. Но отметил, что на это также повлияла нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране.

«Укрспецвагон» впоследствии всё-таки нашёл поставщика техники, выбрав «Премьер Лизинг» для приобретения 3 тыс. полувагонов. Срок договора составил 7 лет. 

Проблемы с лизингом возникли и у «Укрзализныци». Администрация в этом году несколько раз пыталась купить 5 тыс. полувагонов по лизинговой схеме. Директор УЗ Владимир Козак сообщил, что конкурс был объявлен в январе 2012 года, однако был отменён из-за отсутствия заявок. По той же причине отменили ещё семь тендеров. Но в июле наконец появились три участника, сейчас УЗ выбирает победителя. 

Самая активная компания в предложениях железнодорожной техники Украины – ПАО «Лизинговая компания «Укртранслизинг». Она уже снабдила каждую из шести железных дорог Украины путевой техникой на сумму более 560 млн гривен (около $69,9 млн).

В Латвии, Литве и Эстонии большинство компаний специализируются на предложениях автотехники. В этом году страны Балтии активно закупают украинский подвижной состав. За первое полугодие поставки выросли в 24 раза. Министерство экономического развития Украины сообщает, что наибольшие объёмы закупок у Эстонии – 1,27 тыс. украинских грузовых вагонов. Латвия закупила 483 единицы – полувагоны, платформы и накатную технику. В Литву поставили 20 крытых вагонов и 40 вагонов-цистерн. 

В Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизии сегмент лизинга подвижного состава пока совсем не развит. Популярностью, как правило, пользуются недвижимость, сельскохозяйственная техника, автотранспорт.

Например, в Киргизии первые лизинговые операции начали применять лишь в 2003 году. Лизингодателями выступили коммерческие банки и малые компании. Их деятельность в лизинговой сфере стала возможной благодаря принятому в 2002 году закону «О финансовой аренде». Основную долю сегмента занимала и до сих пор держит сельскохозяйственная техника. 

Генеральный директор Ассоциации лизингодателей Узбекистана Зафар Мустафаев сообщил, что в Узбекистане в прошлом году заключили более 6 тыс. лизинговых сделок на сумму $265,9 млн.

«Значительны объёмы сделок, заключаемых с приобретением в лизинг технологического оборудования (30,1%), автотранспорта (24,8%), недвижимости в виде имущественных комплексов (14,2%)», – отметил он.

База роста

Согласно статистике Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, парк грузовых вагонов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составляет 1,465 млн единиц, свыше 48% которого эксплуатируется более 20 лет в условиях, когда нормативный срок эксплуатации вагона составляет 24 года. В ближайшие пять лет необходимо заменить 703 тыс. грузовых вагонов.
Автор: Татьяна Максимова

Новости

10 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Понедельник, 24.08.2020 21:34
Вторник, 21.07.2020 19:48
Вторник, 23.06.2020 23:29