Подписка 1520 - PDF

Поймать за ухо

Пятница, 16.03.2012 в 18:52
В электричках Украины большинство пассажиров считает билет излишеством
В электричках Украины большинство пассажиров считает билет излишеством |

«За данные правонарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 699 работников, из них 576 проводников (в том числе 101 начальник пассажирского поезда), 94 приёмосдатчика багажных вагонов и 29 работников вагонов-ресторанов, – говорит руководитель пресс-службы АО «Пассажирские перевозки» Камшат Какишева. – Одновременно сотрудниками отдела по контролю исполнения центрального аппарата компании осуществлено 396 проверок поездов, в результате которых выявлено 222 безбилетных пассажира и более 25 тонн неоформленного багажа и грузобагажа».

Для искоренения проблемы компания расширяет сеть транзакционных терминалов самообслуживания, внедряет проекты по продаже билетов через сеть терминалов моментальных платежей за наличный расчёт, а также по посадке пассажиров, которые покупают билеты через Интернет, на основании электронной ведомости.

МВД Казахстана готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях норм, предусматривающие ответственность за перепродажу билетов. А за безбилетный провоз пассажиров и неоформленный багаж предлагается внести статью ни больше ни меньше в Уголовный кодекс.

На Украине, согласно исследованиям компании АТ Kearney, билеты в пригородные поезда покупают не более 40% пассажиров. Менеджер пресс-службы «Укрзализныци» Елена Лизунова рассказывает: «Например, мы отменяем электричку, а люди жалуются: «Как же вы её отменяете, если она ходит полная?!» Но по нашим билетным системам она пустая, потому что пассажиры, причём даже льготники, билеты не берут! Более или менее дисциплинированная группа – пенсионеры, у которых «нулевой» билет, но они его всё равно возьмут, что важно для нашей отчётности. Но в основной массе – зашёл и поехал».

В Киргизии, как это ни парадоксально, на внутренних линиях особых проблем с безбилетными пассажирами нет. Расстояния между городами небольшие, на самом длинном поезд останавливается в 3–4 местах, что позволяет проводникам успеть обойти все вагоны. Зато в поездах дальнего следования «зайцы» – явление нередкое, говорит пресс-секретарь Киргизской железной дороги Нургазы Нарынбаев. И это несмотря на то, что в них постоянно ходят с проверками ревизоры.

«Был случай, когда у проводницы за один рейс было обнаружено 11 безбилетников. По закону она должна была за каждого заплатить штраф, кратный себестоимости билета, так как сама их и провела, но она этого до сих пор не сделала, – рассказывал господин Нарынбаев. –  А на следующем, московском рейсе в её вагоне было обнаружено более 700 кг товаров народного потребления, которые она везла контрабандой. Когда её вызвали на «разбор полётов», она взяла больничный лист. Но оказалось, что он поддельный, и её уволили за прогулы. После этого она дважды подавала в суд с требованием восстановить её на работе, но оба проиграла. Сейчас собирается судиться в третий раз».

В Армении с 19 марта по 19 апреля на ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД) пройдёт месячник по борьбе с безбилетниками. В течение месяца во всех электропоездах компании будут проводиться ежедневные проверки на предмет недопущения безбилетного проезда и полноты взыскания провозной платы за проезд и перевозку ручной клади. Кроме того, будет повышена дисциплина по продаже билетов на станциях и непосредственно в электропоездах, усилен билетный контроль на перронах, проведён опрос пассажиров с целью оценки качества обслуживания в электропоездах и на вокзалах, а также удовлетворённости графиком движения электричек. 

С учётом собранных замечаний и предложений пассажиров будет разработана программа мероприятий по повышению качества обслуживания на ЮКЖД. Штраф за безбилетный проезд по железной дороге сейчас колеблется в размере от 3% до 10% от минимальной заработной платы. 

В Молдавии проблемой безбилетников в начале этого года уже занялись следователи. Выяснилось, что за 2009–2010 годы безбилетные пассажиры нанесли убытки ГП «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) более чем на 2 млн лей (около $169 тыс.). По данному факту было возбуждено уголовное дело Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. В ходе расследования установлено, что на протяжении двух лет по железной дороге было перевезено 23,47 тыс. пассажиров-безбилетников. Провинившихся железнодорожников обещали наказать штрафом в размере от 20 до 40 тыс. лей (порядка $1,7–3,4 тыс.) или «посадить» на срок до 3 лет.

В Прибалтике от безбилетников страдают меньше. Но и тут не обходятся без «заячьих бегов».

В Латвии во всех пригородных и поездах дальнего следования в каждом вагоне имеется проводник или кондуктор (в зависимости от класса поезда). Что касается первых, если человек не купил билет на станции в кассе из-за того, что она не работала или её там и вовсе нет, он может купить его в вагоне. Если касса есть – то уже с доплатой. 

В вагонах поездов дальнего следования открываются только одни двери, где людей встречает проводник. У него также можно купить билет с доплатой. Когда человек внаглую отказывается платить за проезд, проводник вызывает полицию, после чего с нарушителя взимается штраф.

По словам начальника департамента информации и маркетинга латвийской государственной компании внутренних пассажирских перевозок Pasazieru vilciens Андрея Филиппова, активность «зайцев» обостряется летом, когда в очередях к кассам скапливается до 200 человек, а проводники или кондукторы поездов, идущих на Юрмалу, физически не успевают «обилетить» всех пассажиров, желающих в жару освежиться на море. «Вообще за год штрафуется не много людей – порядка 2 тыс. Штраф колеблется в районе $5–10», – резюмирует г-н Филиппов.

В Эстонии в вагонах пригородных поездов билеты продают кондукторы прямо на ходу. «Неимоверных убытков «зайцы» не приносят, но с некоторыми потенциальными безбилетниками ничего невозможно сделать. Это в основном асоциалы: безработные, наркоманы и алкоголики. Их штрафуй не штрафуй – толку никакого, – сетует кондуктор поездов, обслуживаемых государственным оператором пассажирских перевозок в Эстонии Elektriraudtee, Татьяна Кузнецова. – Есть и «зайцы-спринтеры», которые перебегают по платформе из своего вагона в тот, который я уже проверила». 

Кстати, оштрафовать безбилетника кондуктор в Эстонии не имеет права, он может лишь предложить ему выйти. А уполномоченный штрафовать ревизор появляется не всегда, да и, в принципе, их не так много в компании. Для борьбы с безбилетниками 1 марта этого года в Elektriraudtee  ввели месячный эксперимент: на последних электричках до города Палдиски кондуктора сопровождает охранник. Видя его, люди «охотнее» покупают билеты, утверждает г-жа Кузнецова. 

В досье

В европейских странах некоторые безбилетники отличаются особой находчивостью. Например, немецкие «зайцы» для предупреждения друг друга о приближающемся контролёре используют социальную сеть Facebook и сервис микроблогов Twitter. Пассажиры обмениваются друг с другом электронными сообщениями о появлении контролёров на определённом маршруте и их внешнем виде, что помогает им избежать встречи с инспектором. В подобные группы уже объединились безбилетники из Гамбурга, Мюнхена и Берлина. Гамбургская группа безбилетников объединяет около 6,3 тыс. человек, а мюнхенская – около 13,7 тыс. По словам властей Гамбурга, у них работает несколько сотен контролёров, которые постоянно меняют маршруты, поэтому отследить их перемещения даже с помощью Интернета достаточно сложно. Аналогичные группы желающих ездить на общественном транспорте без билета есть и в российских социальных сетях. Например, в соцсети «ВКонтакте» самая крупная из таких групп насчитывает более 5,8 тыс. участников.
Автор: Маргарита Меньшакова

ТЭГИ:

Новости

10 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»