Подписка 1520 - PDF

Бюджет сгорания

Воскресенье, 04.03.2012 в 17:40
Борьба с расхитителями топлива пока не приносит существенной экономии дорогам
Борьба с расхитителями топлива пока не приносит существенной экономии дорогам |

Сводные данные об уровне хищения дизельного топлива на железных дорогах Украины не предоставляются, однако известно, что в 2011 году с помощью системы «БИС-Р» администрация сократила расходы дизельного топлива более чем на 2,7 тыс. тонн – на сумму около $3,743 млн.

Система «БИС-Р», устанавливаемая на украинские маневровые локомотивы начиная с 2004 года, позволяет предотвращать кражи и перерасходы, анализируя при этом, насколько эффективно используется дизельное топливо тепловозами и соблюдают ли машинисты режимы вождения. В настоящее время на локомотивах УЗ установлено 929 приборов типа «БИС-Р». 

Максимальное число случаев хищений на железных дорогах Украины приходится на Приднестровскую, где располагается одно из крупнейших тепловозных депо на юго-востоке Украины – Пологи. В 2011 году на этой дороге существенно уменьшилось количество краж грузов, которые перевозит магистраль: 119 случаев против 260 в 2010 году. По оценкам специалистов Приднестровской железной дороги, уменьшению количества краж грузов способствовало практически 100-процентное сопровождение грузов сотрудниками ведомственной военизированной охраны магистрали. 

В Молдавии решили пойти на радикальные меры по борьбе с массовым воровством топлива на железной дороге. С текущего года на государственном предприятии «Железные дороги Молдовы» (ЖДМ) будут подкрашивать используемое дизельное топливо. В имеющийся объём топлива будет добавлена присадка, которая окрасит дизель в голубой цвет. Ранее при выявлении лиц, подозреваемых в краже дизтоплива, было проблематично доказать, что эти нефтепродукты принадлежат ЖДМ. Отныне цвет топлива будет неоспоримым доказательством того, что оно было украдено.

В то же время в России в конце 2011 года принят технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». В соответствии с документом, который вступит в действие с 31 декабря 2012 года, дизельное топливо запрещено окрашивать в зелёный и голубой цвета. Регламент принят для защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, безопасности и энергетической эффективности.

По словам министра транспорта и дорожной инфраструктуры Молдавии Анатолия Шалару, топливо из локомотивов крадут именно работники железной дороги Молдавии. «Они останавливают локомотивы в определённых местах, где их ждут сообщники, которые выносят солярку бутылями. Ежемесячно на железной дороге кражи дизельного топлива составляют 30–40%. Это означает 300 или 400 тонн солярки, или $500 тыс.», – сказал он. 

Для снижения числа хищений ведомство также намерено в 2012 году оборудовать весь локомотивный парк ЖДМ системами GPS. Общая стоимость системы для оснащения 40 локомотивов составляет примерно 500 тыс. евро. Планируется, что инвестиции окупятся уже через месяц. 

Как рассказал «Гудку-1520» заместитель генерального директора Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Балахонов, в Белоруссии массовой кражи дизельного топлива на железной дороге не происходит, однако бывают разовые случаи воровства в небольших количествах – 3–10 литров. 

«В таких случаях мы увольняем всех замеченных работников железнодорожного транспорта независимо от объёмов хищения. Поэтому крупных, серьёзных случаев у нас практически нет. Кроме того, локомотивы оборудованы устройствами контроля топлива, также приступаем к внедрению приборов учёта, проводим в коллективе воспитательную работу и все случаи придаём огласке с проработкой на совещаниях», – сказал он.

По его словам, приборы учёта расхода топлива, внедряемые в настоящее время на БЖД, аналогичны системе «БОРТ», используемой на российских железных дорогах.

«Есть уже собственные белорусские разработки. Эти приборы контролируют работу дизель-генераторов, их несколько видов серии. Работа идёт, хотелось бы, конечно, как можно скорее оснастить все локомотивы этими приборами, но финансовое положение компании пока не позволяет этого сделать. В основном у нас упор идёт на воспитание человеческих качеств по принципу «не укради», – добавил господин Балахонов. 

Украинские железнодорожники рассчитывают, что убытки железнодорожной администрации от хищений дизельного топлива могут быть частично снижены за счёт электрификации железных дорог. 

По мнению председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины Михаила Бродского, запуск электричек между Киевом и Черкассами, Киевом и Житомиром, а позже и между Киевом и Коростенем приведёт к тому, что через полгода уйдут в прошлое дизельные локомотивы. «В Белоруссии также ведётся активная электрификация железных дорог. Однако большинство хищений производят с маневровых локомотивов, с магистральных гораздо меньше случаев. Поэтому электрификация не поможет полностью исключить кражи дизельного топлива на железной дороге», – сказал Владимир Балахонов. 

В Казахстане железная дорога ежегодно потребляет 40% от общего объёма дизельного топлива в стране. На его приобретение Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) выделяет $500 млн. Ещё в 2008 году уровень хищений солярки на дороге составлял до 30%. Тогда в компании было принято решение о материальном поощрении машинистов, за счёт чего удалось уменьшить число краж дизельного топлива на сотни тонн. Точные данные компания не предоставляет.

Отметим, что одним из эффективных способов сокращения своих затрат на дизельное топливо, как показывает опыт России и стран Балтии, является система спутникового слежения, которая позволяет добиться экономии топлива до 20–30% ежемесячно.

Крупные кражи дизельного топлива на железных дорогах «пространства 1520»

Грузия
В конце 2011 года в Батуми почти одновременно задержаны 24 сотрудника локомотивной компании Аджарского отделения Грузинской железной дороги, в том числе глава компании, его заместитель, машинисты, стрелочники, сотрудники охраны. Сотрудникам железнодорожной компании предъявлено обвинение в групповом хищении и незаконной реализации дизельного топлива на крупную сумму. Большинство обвиняемых признали свою вину. Задержанным грозит лишение свободы на срок от 4 до 7 лет.

Казахстан 
На станции Атырау в конце 2011 года было похищено 500 л дизельного топлива по заранее договорённому плану машиниста тепловоза, машиниста ТЧЭ-4 и его помощника. В тот же день на станции Алма-Ата был задержан автомобиль Toyota Mark 2, в багажнике которого обнаружено 150 л солярки. Задержанный 49-летний мужчина дал признательные показания о хищении им топлива из тепловоза, стоящего на ремонте. До окончания расследования со всех подозреваемых взята подписка о невыезде.

Украина 
Березовский районный суд Одесской области приговорил к трём годам лишения свободы двух сотрудников локомотивного депо станции Николаев – машиниста маневрового тепловоза и его помощника. Им удалось слить с локомотива 130 л солярки, проникнув в топливный бак без нарушения пломбы датчика контроля использования топлива.
Автор: Рина Мориц

Новости

2 ч
8 ч
8 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»