Подписка 1520 - PDF

Продать подороже

Среда, 25.01.2012 в 16:13
Кризис до многих дорог так и не доехал, но его ожидание сказывается на
продаже активов
Кризис до многих дорог так и не доехал, но его ожидание сказывается на 
продаже активов |

Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал поручение временно воздержаться от продажи крупных предприятий страны. По словам вице-премьера республики Анатолия Калинина, в настоящее время нецелесообразно продавать крупные предприятия – тенденции в экономике этому не благоприятствуют. По его мнению, при улучшении ситуации в мировой экономике белорусские предприятия будут стоить дороже. Кроме того, добавил представитель правительства, Александр Лукашенко распорядился временно воздержаться от продажи крупных предприятий с целью получения более крупных доходов от их реализации.

«Белорусская железная дорога является авангардом всего инфраструктурного комплекса Белоруссии, поэтому вопрос не рассматривался и не было предложений по продаже БЖД, я считаю, что это неоправданные предложения», – сказал господин Калинин, отметив при этом, что в случае поступления таких предложений они будут рассматриваться только на выгодных для Белоруссии условиях.

«Белоруссия может пойти на сделку с приватизацией Белорусской железной дороги. С одной стороны, она может быть продана довольно дорого. С другой – это регулируемый сектор, и у государства будет возможность управлять этим процессом», – считает эксперт фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Агибалов.

Украина отказалась от приватизации железных дорог независимо от прогнозов экспертов мировых финансовых институтов. Ранее частичную приватизацию железных дорог страны планировалось провести по итогам реформирования Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ), которое должно было завершиться акционированием в 2020 году.  

По словам генерального директора администрации Владимира Козака, УЗ останется в государственной собственности и после реформирования. 

«В результате реформирования будет создано государственное акционерное общество «Укрзализныця», акции которого на 100% останутся в государственной собственности. Всё это будет утверждено соответствующими законами. В частности, инфраструктура – а это пути, линии связи, электросети и земля, на которой расположены объекты железных дорог, – не будет передаваться в уставный фонд нового акционерного общества, а будет передана ему на правах хозяйственной деятельности. Поэтому всё вышеперечисленное имущество не будет подлежать выкупу, приватизации, передаваться под залог. Сегодня сознательно распространяемые инсинуации о приватизации железных дорог не соответствуют действительности. И люди, которые распространяют такие заявления, или не читали законопроектов, или нарочно предоставляют обществу искажённую информацию», – отметил он.

«Если мы говорим о приватизации, то она возможна в отношении только непрофильных активов, которые не войдут в акционерное общество. Список непрофильных активов составляется Министерством инфраструктуры. Однозначно в него войдут активы, которые не относятся к операционной деятельности железнодорожного транспорта. В уставный капитал войдут все предприятия и государственные корпоративные права в акционерных обществах, которые заняты в операционной деятельности железных дорог», – говорит один из разработчиков законопроекта, координатор реформы транспортного сектора Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава. 

Неясные горизонты

В Киргизии вопрос об акционировании железной дороги с последующей передачей в частные руки активов Национальной железнодорожной компании «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) обсуждался в 2010 году. Тогда всё зависело от решения правительства относительно внесения изменений и дополнений в закон «О железнодорожном транспорте», предполагающий акционирование железной дороги и различные формы собственности активов предприятия.

По словам руководителя пресс-службы КТЖ Нургазы  Нарынбаева, на данный момент никаких изменений относительно приватизации предприятия не произошло. 

«В настоящее время этот вопрос поставлен на паузу. Вероятнее всего, это связано с финансовым положением в стране и нестабильной политической обстановкой. Это серьёзный вопрос для правительства, и более он не поднимался. Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, что дорога готова сейчас уйти в частные руки в связи с состоянием железнодорожной инфраструктуры», – добавил он. 

Также неопределённое будущее в вопросе приватизации грузового сектора железных дорог Латвии и Литвы. Для приватизации Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги», LG) основной причиной руководство Литвы называет недостаточную эффективность работы предприятия. Планируется, что частный капитал придёт на железную дорогу через три года, однако до сих пор не определён размер пакета акций. 

Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzcels, LDz) может уйти в частные руки за государственные долги по кредитам. Для погашения международных займов правительство Латвии готово предоставить кредиторам возможность приватизировать LDz на выгодных условиях, процесс может начаться в 2012 году и завершиться в 2015 году. 

По словам председателя правления LDz Cargo (грузовая «дочка» LDz) Гунтиса Мачса, это было бы стратегически неграмотное решение. 

«Государство сейчас не участвует в софинансировании инфраструктуры, поэтому Латвийская железная дорога заинтересована в максимальном использовании путей и получении платы за использование инфраструктуры. В сотрудничестве с LDz Cargo возможно обеспечить провоз через Латвию всех предложенных грузов, а частных грузоперевозчиков больше интересуют грузы, дающие высокую прибыль, например нефтепродукты. Ни одна из этих компаний не везёт, например, уголь, транспортировка которого действительно приносит минимальную прибыль», – сказал он. 

Ожидаемые сделки 

Параметры приватизации Железной дороги Молдовы (ЖДМ) изначально планировалось определить ко II кварталу 2010 года, а сам приватизационный процесс начать в конце 2010 года. Однако из-за неоднократной смены руководящего состава дороги эти планы были перенесены на 2012 год. 

По словам вице-премьера, министра экономики Молдавии Валерия Лазэра, на данный момент ЖДМ находится в списке предприятий, не подлежащих приватизации, но «это не означает, что предприятие не будет подвержено процессу реорганизации». «Все госпредприятия в следующие 4–5 лет будут трансформированы в акционерные общества. Думаю, что инфраструктура ЖДМ останется в собственности государства, как происходит в большинстве стран мира, но некоторые услуги на основании этого предприятия должны быть либерализованы и децентрализованы», – сказал он. 

Грузия готовится начать приватизацию доходных государственных активов, в том числе железной дороги, через международные биржи. Парламент Грузии в октябре 2011 года принял поправки в закон «О государственном имуществе», которые предполагают изменение процедур приватизации государственных объектов, что позволит вынести миноритарный пакет акций государственных компаний на международные биржи.

В частности, помимо железной дороги, рассматривается возможность размещения от 15% до 25% акций Корпорации нефти и газа и компании «Государственная электросистема Грузии». Но правительство страны пока не торопится выставлять бумаги.

«Акции компаний планируется продать, когда биржи будут более активны. Это может произойти как в январе 2012 года, так и в последнем квартале будущего года, а может, и позже», – заявил премьер-министр Грузии Ника Гилаури, подчеркнув, что несколько госкомпаний в сумме могут принести максимум $1 млрд.
Автор: Рина Мориц

Новости

7 ч
19 ч
19 ч
19 ч
19 ч
19 ч
19 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»