В ближайшее время «Узбекские железные дороги» (УЖД) приступят к эксплуатации построенного ими же в Афганистане участка железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф.
Соответствующий контракт сроком на три года был заключён УЖД с Министерством общественных работ Афганистана. В соответствии с контрактом УЖД станут оператором новой линии, по которой будут осуществлять перевозки на коммерческих условиях. Финансовая составляющая контракта не раскрывается.
Начальник службы перевозок УЖД Рустам Мухаммедов заявил «Гудку-1520», что компания способна перевезти по новому направлению около 8 млн тонн в год. При этом, по его словам, УЖД полностью готовы начать перевозки в Афганистан и ждут заявок от грузоотправителей. «Мы заинтересованы, чтобы другие государства выбрали Узбекистан для железнодорожного транзита своих грузов в Афганистан», – отметил он.
То, что Узбекистан будет эксплуатировать первую железную дорогу в Афганистане, неудивительно, считает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. «В Афганистане никогда не было железных дорог, соответственно, нет специалистов, которые могли бы обеспечивать функционирование новой магистрали. К тому же создать с нуля этих специалистов сложно: за десятилетия гражданской войны в стране не осталось инженерных кадров», – отметил он.
Директор по развитию компании Smart Business Solutions Кубат Рахимов считает, что у Узбекистана есть шанс перевести транзитные перевозки грузов в Афганистан на железную дорогу, но только при условии снижения транзитных железнодорожных тарифов. «Грузопоток в Афганистан есть, но Узбекистаном были установлены очень высокие транзитные тарифы. Из-за этого доставка грузов для западной коалиции в Афганистане осуществляется до станции Аламедин Киргизской железной дороги, и уже оттуда на грузовиках перевозят до Ферганской долины и через весь Таджикистан до Нижнего Пянджа и на границе сдают контейнеры принимающей стороне», – рассказал эксперт. Кубат Рахимов считает, что Узбекистан заинтересован в привлечении грузов на новую железную дорогу и поэтому шансы на то, что транзитные тарифы будут гармонизированы, достаточно высоки.
Напомним, что строительство железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф было завершено в феврале 2011 года. Работы осуществлялись специалистами УЖД. Протяжённость новой линии составила 106,5 км, а протяжённость главных путей – 75 км. В дальнейшем эта ветка будет продлена до афганского города Герат. Проект осуществляется за счёт гранта Азиатского банка развития в размере $165 млн и собственных средств правительства Афганистана ($15 млн).