Подписка 1520 - PDF

Рациональное зерно

Пятница, 08.07.2011 в 13:39
Железнодорожные администрации «пространства 1520» готовятся к сезонному
росту перевозок зерна
Железнодорожные администрации «пространства 1520» готовятся к сезонному 
росту перевозок зерна |
Общий парк вагонов-зерновозов основных железнодорожных перевозчиков зерна «пространства 1520» составляет порядка 50 тыс. единиц, однако этого числа недостаточно в сезон уборки урожая. По прогнозам зернотрейдеров, объём перевозок зерна в странах СНГ в 2011 году вырастет, хотя и не очень значительно. Для обеспечения всех потребностей на перевозку зерновых железнодорожные администрации уже начинают принимать меры по эффективному управлению своим парком зерновозов. 

Инвентарный парк вагонов-зерновозов Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ) составляет чуть более 11,5 тыс. единиц. Сейчас из этого парка 6880 вагонов не задействованы, простаивают в ожидании обеспечения будущих перевозок. Ещё 1645 единиц находятся за пределами Украины. По оценкам специалистов компании, существующим подвижным составом можно без особых трудностей перевозить в месяц как минимум 2 млн тонн зерновых грузов.

В то же время, по словам руководителя аналитической группы консорциума Management Consulting Group Дмитрия Подтуркина, на Украине наблюдается дефицит вагонов-зерновозов из-за неэффективного их использования. 
«При нормальных процедурах в таможенной, экологической, ветеринарной и санитарной службах процесс получения необходимых документов должен длиться несколько часов. А сейчас этот процесс занимает практически неделю. В целом на погрузку-выгрузку зерна приходится 80% времени и только 20% – на саму перевозку», – сказал он.  

Как отмечает эксперт, нехватка вагонов вызвана, в частности, простоями при погрузке у грузоотправителя, задержкой вагонов на дорогах других государств и в портах из-за сложной разрешительной системы. Ещё одним фактором, способствующим дефициту вагонов, является недостаток мощностей портовых и приёмных элеваторов, что обуславливает длительный простой подвижного состава в портах. Сказывается и стремительный рост объёмов перевозок в период уборочной кампании.  
«Впрочем, зернотрейдеры и не заинтересованы в строительстве элеваторов и наращивании собственного вагонного парка. Ведь создание дефицита мощностей по хранению, подготовке и перевозке зерна способствует лавинообразному насыщению внутреннего рынка зерном в период сбора урожая. В это время производители, которым негде хранить и нечем транспортировать зерно, вынуждены продавать его по ценам намного ниже мировых, что обеспечивает трейдерам дополнительные прибыли», – добавил господин Подтуркин. 

В инвентарном парке Национальной железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) 5221 зерновоз. За пределами Казахстана сейчас 1929 вагонов. Задерживают вагоны под выгрузкой в России, Азербайджане, Узбекистане. Как рассказал «Гудку-1520» управляющий директор по эксплуатационной работе «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов, для внутреннего обеспечения зерновозов пока хватает, а на дальние расстояния Казахстан берёт вагоны у России. В то же время ежегодно простаивают порядка 1300 порожних зерновозов КТЖ.  
Как рассказал «Гудку-1520» начальник управления корпоративного развития «Казтемиртранса» (грузовая «дочка» КТЖ) Серик Баймагомбетов, простои вагонов обусловлены сезонностью перевозок зерна.
«Ситуация с простоем зерновозов на железных дорогах Казахстана повторяется ежегодно – с апреля по август. При этом компания не терпит убытков в связи с простоем зерновозов, поскольку они не занимают железнодорожные пути, а стоят на тех станциях, где они понадобятся в период активизации перевозки зерна», – сказал он.

По мнению председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Чингиза Измайлова, на ситуацию с простоем вагонов оказывают влияние зерновые компании Казахстана. «Трейдеры с учётом создания Таможенного союза пытаются сыграть на ценах на зерно. Когда Россия перестала поставлять зерно на экспорт, у Казахстана появился на него большой спрос. Владельцы груза решили придержать поставки зерна и тем самым поднять на него цену. Это уже не транспортный вопрос, а экономики стран. КТЖ нужна программа эффективного использования парка зерновозов», – считает он.

Для более эффективного управления парком зерновозов КТЖ в июне 2011 года создала с ЗАО «Русагротранс» (крупнейший инфраструктурный оператор РФ в сфере перевозок зерновых грузов) совместное предприятие по перевозке зерновых грузов. 
Офисы предприятия будут располагаться в Астане, также будет открыто представительство в Москве. Начало деятельности СП ожидается в течение 2011 года. 

Уставный капитал СП превысит $90 млн, акционерные доли учредителей будут поделены на паритетной основе. Общий вагонный парк предприятия составит порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов. По оценке господина Баймагомбетова, ежегодный объём перевозок должен достигнуть 8,9 млн тонн. 
«Такое взаимодействие позволит существенно улучшить использование зерновозов. В России уборка урожая начинается с середины июля, а в Казахстане – с сентября. Поэтому мы готовы предоставлять свой парк на вывоз российского зерна, а в последующем, когда в России пик пройдёт, примерно с октября, привлекать российские зерновозы на перевозку казахстанского зерна», – пояснил господин Альмагамбетов.

Аналогичное совместное предприятие осенью 2010 года создал «Русагротранс» с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azerbaycan Demir Yollari, ADY). Соглашение о сотрудничестве в области перевозок зерна подразумевает совместное использование транспортно-логистических мощностей зернового рынка: развитие инфраструктуры и организацию маршрутных отправок зерновых грузов. Цель соглашения – более оперативное и гибкое реагирование на потребности зернового рынка.

Как рассказал «Гудку-1520» заместитель председателя ADY Гурбан Назиров, в настоящее время в парке компании насчитывается порядка тысячи вагонов-зерновозов.
«Сейчас мы не испытываем трудностей с перевозкой зерна, поскольку у нас есть арендованные вагоны-зерновозы, которые мы получаем у Казахстана и России», – сказал он. 

В инвентарном парке Белорусской железной дороги (БЖД) всего 310 вагонов-зерновозов, и, как рассказал «Гудку-1520» заместитель начальника дороги Владимир Балахонов, этого недостаточно для полного обеспечения перевозок зерновых грузов. 
«По нашему заказу Могилёвский вагоностроительный завод сконструировал зерновоз, который уже проходит испытания, и мы планируем в 2012 году купить порядка 500 таких вагонов. Справиться с перевозками зерна нам помогает Украина. Сейчас большей частью помогают украинские железные дороги. В настоящее время на территории Белоруссии порядка 400 привлечённых зерновозов, 300 из которых составляют украинские вагоны. На территории Белоруссии сейчас находится 177 российских зерновозов, но они используются для транзитных перевозок в Калининград», – рассказал представитель БЖД. 

«С россиянами мы мало работаем, поскольку перевозки зерна у нас осуществляются в основном во внутреннем сообщении. В Белоруссии зерна выращивается достаточно, и массовых закупок зерна страна не осуществляет. В прежние годы мы покупали у Казахстана порядка 80 тыс. тонн зерна твёрдых сортов, но сейчас климат жаркий стал, и мы научились выращивать такую пшеницу», – добавил господин Балахонов. 

У других администраций «пространства 1520» парк зерновозов ограничивается несколькими сотнями, для перевозок зерна они привлекают вагоны России, Казахстана и Украины. 

Автор: Рина Мориц

Новости

8 ч
21 ч
21 ч
21 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Понедельник, 24.08.2020 21:34
Вторник, 21.07.2020 19:48
Вторник, 23.06.2020 23:29