Подписка 1520 - PDF

Менять надо всю систему расчётов

Пятница, 19.11.2010 в 03:11
Днепропетровский университет железнодорожного транспорта (ДИИТ)
по заказу Совета по железнодорожному транспорту Содружества ведёт исследования
по повышению эффективности работы общего парка на «пространстве 1520»
Днепропетровский университет железнодорожного транспорта (ДИИТ) 
по заказу Совета по железнодорожному транспорту Содружества ведёт исследования 
по повышению эффективности работы общего парка на «пространстве 1520» |
Об их ходе «Гудку-1520» рассказал руководитель научно-исследовательской части университета Дмитрий Козаченко.

– Дмитрий Николаевич, в условиях, когда в вагонных парках государств «пространства 1520» становится всё больше приватного подвижного состава, на каких принципах должен формироваться общий вагонный парк?


– В настоящее время резкое увеличение парка приватного подвижного состава связано, прежде всего, с реформированием железнодорожных администраций. Анализ стратегий их реформирования показывает, что причиной этих процессов являются неэффективное государственное регулирование рынка перевозок и необходимость внедрения на этом рынке конкурентных механизмов. В этой связи формирование общего вагонного парка может осуществляться только на принципах экономической выгоды для всех участников. Организационно общий парк может формироваться как на базе владельцев инфраструктуры, так и на базе мощных компаний-перевозчиков. В нашей работе мы рассматриваем только один из элементов данной задачи – совершенствование межгосударственных перевозок.

 – Чем можно привлечь владельцев приватных вагонов в общий парк?


– Вне зависимости от способа организации общего парка использование вагонов в его составе даст определённые преимущества. Во-первых, собственникам вагонов не понадобится формировать систему управления приватным парком на территории других государств (филиалы) или привлекать к этой работе экспедиторов (операторов) за соответствующее вознаграждение. Ответственность за управление вагонами после пересечения границы ложится на железнодорожную администрацию-пользовательницу. При этом действующая система учёта и расчётов позволяет собственнику получать плату за пользование вагонами за всё время нахождения вагонов на иностранной дороге. Во-вторых, текущий отцепочный ремонт производится за счёт железнодорожной администрации-пользовательницы. Причём на время ремонта плата за пользование вагонами не приостанавливается, тем самым стимулируется его проведение в короткие сроки.

 – Какие предложения вырабатываются по расчётам ставок за пользование вагонами частных операторов в общем парке?


– На мой взгляд, разделение вагонов общего парка на инвентарные и приватные является малоперспективным. Администрации-собственницы подвижного состава имеют достаточно гибкие механизмы по передаче вагонов из инвентарного парка в приватный (аренда, создание дочерних компаний). И спустя небольшой промежуток времени вагоны общего парка будут иметь ту форму собственности, которая обеспечивает больше платежей. Поэтому изменять необходимо всю систему расчёта ставок за пользование вагонами.

Величина ставок за пользование вагонами, на мой взгляд, существенно ограничена ставками ПГВ (пользование грузовыми вагонами. – Ред.). Превышение данных ставок приведёт к дотированию перевозок в третьи страны за счёт транзитных администраций, а увеличение вагонной составляющей в доле тарифа приведёт к неравным условиям доступа к железнодорожной инфраструктуре, что запрещается национальными законодательствами.

 – Какие меры по повышению эффективности управления вагонными парками в новых условиях могут быть предложены отраслевой наукой?


– За период существования железнодорожного транспорта в разных государствах проработано множество возможных схем взаимодействия участников перевозочного процесса. В сложившихся условиях наиболее приемлемыми являются две, не исключающие друг друга схемы взаимодействия перевозчиков с участниками общего парка: передача вагонов собственником приватного парка в аренду перевозчику и передача собственником перевозчику права на предоставление от имени собственника или от собственного имени вагонов приватного парка грузоотправителям (на основании заключённого агентского договора между собственником и перевозчиком).

 – Должна ли меняться система расчётов между железнодорожными администрациями за пользование вагонами общего парка?


– Существующая система расчётов за пользование вагонами инвентарного парка между железнодорожными администрациями является одним из центральных элементов системы эксплуатации инвентарных вагонов на территории других государств. Она является достаточно отработанной и понятной как железнодорожным администрациям, так и налоговым и контролирующим органам внутри государств. В этой связи вряд ли возможно её революционное изменение при переходе к эксплуатации общего парка, и она должна быть сохранена на начальном этапе.

 – Какие изменения должны быть внесены в систему учёта вагонов на «пространстве 1520»?


– В настоящее время практически утратила смысл система нумерации грузовых вагонов, указывающая на принадлежность вагонов. В этой связи изменение системы идентификации и учёта вагонов является отдельной актуальной задачей, которая должна быть решена вне зависимости от принципов управления вагонными парками на территории Содружества.

 – Решит ли создание общего парка проблему дефицита вагонов на «пространстве 1520»?


– Состояние подвижного состава не зависит от того, какое название ему дают (инвентарный парк, приватный парк, общий парк). Значительное количество приватного парка в современных условиях составляют переданные вагоны инвентарного парка с 60–80% износа. Поэтому проблема дефицита вагонного парка должна в первую очередь решаться за счёт совершенствования инвестиционной политики и строительства нового подвижного состава.

С другой стороны, транспортная инфра­структура железных дорог не готова в настоящий момент к резкому увеличению порожних пробегов. Развитие её во многих местах по объективным причинам практически невозможно. В этой связи создание единого парка вагонов должно быть больше ориентировано на решение задачи повышения эффективности использования транспортной инфраструктуры.

Беседовал Денис Виксне.
Реплика
html

Автор: Денис Виксне

ТЭГИ: ПРОСТРАНСТВО 1520 | ПАРК | ЭФФЕКТИВНОСТЬ | Козаченко | ИНТЕРВЬЮ

Новости

27 м
30 м
33 м
36 м
42 м
48 м
51 м
54 м
57 м
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Понедельник, 24.08.2020 21:34
Вторник, 21.07.2020 19:48
Вторник, 23.06.2020 23:29