Подписка 1520 - PDF

Холодный доход

Вторник, 02.11.2010 в 22:35
На железнодорожных перевозках скоропорта хорошо зарабатывают только владельцы
термосов и рефконтейнеров
На железнодорожных перевозках скоропорта хорошо зарабатывают только владельцы 
термосов и рефконтейнеров |
Директор по маркетингу и развитию ОАО «Рефсервис» (дочерняя компания ОАО «РЖД») Олег Богомолов заявил «Гудку-1520», что на коротких и средних плечах перевозки давно наблюдается отход владельцев скоропортящейся продукции с железной дороги на автомобильный транспорт. Однако на длинных – железнодорожники остаются вне конкуренции.

Он привёл следующие данные: за 9 месяцев 2010 года с участием ОАО «РЖД» в межгосударственном сообщении было перевезено 1,3 млн тонн скоропортящихся грузов (СПГ). Из них в импортном сообщении – 54,8%, в экспортном – 17,1% и в транзитном – 28,1%. Основные страны – источники импорта СПГ в Россию, использовавшие железнодорожный транспорт: Украина – 235,4 тыс. тонн (33%) и Узбекистан – 86,9 тыс. тонн (12%).

Крупным поставщиком СПГ становится Китай, занимающий по объёмам импорта в Россию 6-е место с объёмом 49,5 тыс. тонн (7%). Но пока основной поток СПГ из этой страны в Россию (около 1 млн тонн ежегодно) осуществляется морским транспортом с дальнейшей доставкой автотранспортом. Из Европы же основная масса СПГ доставляется на машинах из-за незначительных плеч перевозок.

Российские экспортёры отправляют СПГ железнодорожным транспортом больше всего в Казахстан – 93,9 тыс. тонн (42%), Киргизию – 25,5 тыс. тонн (11,4%) и Азербайджан –
23 тыс. тонн (10,5%).

Около 49,5% грузов в международном сообщении перевозится в инвентарном парке дорог колеи 1520 мм. В их числе ОАО «РЖД» – 23,9%, ГАЖК «Узбекистон темир йоллари» – 14,9%, «Укрзализныця» – 12,4%.
«Можно утверждать, что уровень конкурентоспособности в перевозке СПГ аффилированных с железнодорожными администрациями структур колеблется в зависимости от вида подвижного состава, который преобладает в их собственности. Мы считаем, что у железнодорожного транспорта ещё есть потенциал для конкуренции. Для этого нужно осуществить соответствующее снижение железнодорожных тарифов на транзит на длинных плечах и ввести дегрессию ставок с удлинением расстояния», – подчерк­нул Олег Богомолов.

Термос начинает и выигрывает
Генеральный директор ООО «МолдРомУкр­транс» (совместная экспедиторская компания «Молдавской железной дороги», «Румынских железных дорог» и «Укрзализныци») Владимир Богоев заявил, что в Молдавии при железнодорожных перевозках СПГ используются два типа вагонов – производства ЗАО «Брянский машиностроительный завод» и специализированного предприятия бывшей ГДР в городе Дассау. Важной тенденцией является переделка вагонов-рефсекций в термосы из-за жёсткой конкуренции с автомобилями.
«Поддержание температурного режима в рефсекции и содержание штата обслуживающего её персонала делает тариф недоступным для наших потенциальных клиентов. Мы нашли выход: осуществляем переделку рефвагонов в термосы, а точнее – в крытые вагоны с внутренней термоизоляцией, – заявил глава компании. – Это позволяет соблюдать условия перевозки довольно крупного сегмента СПГ, однако ряд продуктов, такие как молочные изделия, мясо и мясопродукты, ушли на автотранспорт. Для железных дорог они фактически стали сезонным грузом. И только в случае если риск за их сохранность соглашается брать грузоотправитель».

По словам Олега Богомолова, в перевозках наиболее задействованы крытые вагоны и вагоны-термосы, на которые в России приходится соответственно 50 и 40% объёмов перевозок скоропортящихся грузов. Рефрижераторные секции забирают менее 9% грузов, так как в международном сообщении правила перевозки менее строго регламентируют условия транспортировки груза.
«Грузоотправители получают существенную возможность снижения стоимости перевозки. Например, в импорте: пиво (25%), консервы (23%), овощи (20%). А в экспорте: пиво (32%), консервы (22%), маргариновая продукция (14,8%)», – отметил он.

Заместитель директора украинского государственного центра железнодорожных рефрижераторных перевозок «Укррефтранс» Александр Моренец заявил, что сокращение числа рефсекций является одной из главных тенденций и на сети «Укрзализныци». Их долгое время переоборудовали в вагоны-термосы. И сегодня у «Укррефтранса» в распоряжении осталось лишь 58 единиц такого парка. Вскоре останется всего 32 секции. Они будут использоваться для перевозки ограниченной номенклатуры СПГ, требующих особых термических условий. Общий же объём изотермического парка у «Укррефтранса» составляет более 2,5 тыс. единиц.
«Замена секций термосами позволила нам победить автомобилистов в межгосударст­венных перевозках и сохранять паритет во внутренних при больших плечах, – отметил он. – Недавний пример правильного выбора развития центра – подписание контракта на выделение 150 вагонов-термосов на перевозки консервов транзитом в Россию из Венгрии. А общая доля «Укррефтранса» в межгосударственных перевозках изотермических грузов достигла 90% от всех поставок между Украиной и другими странами».

Проблемы маленьких
Директор крупнейшей армянской транспортно-экспедиторской компании ООО «Апавен» Гагик Агаджанян уверен, что для Армении, как и для других стран «пространства 1520», принципиальным моментом развития железнодорожных перевозок является возможность прямого выхода на Россию. Отсутствие прямого сообщения с Россией удорожает и усложняет вывоз СПГ на крупнейший потребительский рынок бывшего СССР, подвергает грузовладельца дополнительным рискам по сохранности продукции. Малые объёмы железнодорожной сети приводят к преобладанию коротких плеч доставки, что сразу же повышает конкурентоспособность автотранспорта.

При этом железная дорога в условиях транспортной системы Армении проигрывает во внутренних перевозках не только при использовании рефсекций, но и термосов, и даже рефконтейнеров. «Можно было бы развивать железнодорожные перевозки СПГ в реф­контейнерах, но этому сегодня мешает изолированность Армении, – отметил эксперт. – Приведу пример нашего совместного с ОАО «ТрансКонтейнер» проекта. Компаниям приходилось работать по сложной схеме, когда из Армении контейнеры доставлялись в грузинские порты, откуда их паромами направляли в Россию и на Украину. Другим вариантом выхода на Россию был путь через погранпереход Верхний Ларс на российско-грузинской границе, куда рефконтейнеры доставлялись автотранспортом из России. Все эти схемы не только замедляли процесс перевозки, но и в силу появления необходимости дополнительных погрузочно-выгрузочных операций создавали риск повреждения рефконтейнеров и порчи СПГ. Проект был свёрнут после нескольких месяцев попыток его реализации».

«Молдавская магистраль осуществляет закупки рефконтейнеров, хотя пока и в небольших количествах. Сегодня это в основном оборудование корейского производства. По мере роста спроса на данную услугу можно ожидать, что рефконтейнерами заинтересуются и частные экспедиторские и операторские компании», – заявил Владимир Богоев.

Олег Богомолов обратил внимание на тот факт, что на «пространстве 1520» наибольшее распространение получили транзитные перевозки в рефконтейнерах. Это объясняется тем, что основной поток в них составляют мясо и мясные продукты – 47,8%, а на консервы и безалкогольные напитки приходится только 18 и 8% соответственно.

Поэтому в транзитном сообщении лидерство забрали рефконтейнерные перевозки – 56% всего объёма. На долю крытых вагонов и вагонов-термосов приходится соответственно 39 и 7%. В рефрижераторных секциях перевозится менее 1% транзита.

 

В досье
Приписной парк ОАО «Рефсервис» составляет более чем 7000 вагонов. В том числе: 2400 рефсекций, 1100 вагонов-термосов, 3000 ИВ-термосов, 100 крытых вагонов, 60 фитинговых платформ.
В собственности российских частных компаний-операторов находится 3867 единиц подвижного состава, используемого для перевозки скоропортящейся продукции. Практически все они переоборудованы в вагоны-термосы.
На Украине общий размер принадлежащего администрации парка подвижного состава, применяемого при перевозках скоропортящейся продукции, – 592 единицы. В собственности «Укррефтранса» находится 2508 единиц.
В целом на «пространстве 1520» в обороте находится около 15 тыс. изотермических вагонов.

Автор: Леонид Григорьев

Новости

28 м
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
13 ч
13 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Понедельник, 24.08.2020 21:34
Вторник, 21.07.2020 19:48
Вторник, 23.06.2020 23:29