Подписка 1520 - PDF

Путь только для контейнеров

Суббота, 19.06.2021 в 22:33
Казахстан до 20 июня ввел ограничения транзита в Китай через Достык
Казахстан до 20 июня ввел ограничения транзита в Китай через Достык  | Стык | Пандемия
Акционерное общество «КТЖ – Грузовые перевозки» (дочернее подразделение АО «НК «Казахстан темир жолы», КТЖ ГП) с 11 июня ввело временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через пограничный переход Достык. Пункт пропуска остаётся открытым только для контейнеров. Участники рынка видят два пути решения проблемы – перенаправление грузопотока на пограничный переход Алтынколь – Хоргос и переориентация грузов из крытых вагонов в контейнеры.

По словам генерального директора КТЖ ГП Владимира Петрова, запрет будет действовать с 11 по 20 июня 2021 года и распространяется на перевозку всех видов грузов, кроме грузов в контейнерах. За это время компания планирует передать китайской стороне брошенные поезда.
«Из-за жестких ограничительных антиковидных мер Китай несвоевременно ведет прием груженых вагонов, – сообщил Владимир Петров. – Сегодня на международных стыках отставлены от движения более 180 грузовых составов, что снижает пропускную способность магистральной сети Казахстана. При этом план перевозок между железнодорожными администрациями Казахстана и Китая ранее был согласован, что говорило о намерении соседней страны принять заявленный груз. Однако по факту этого не происходит. Если ситуация на границе изменится, то продлевать запрет не будем».

В мае КТЖ и Урумчийская железная дорога (Китай) согласовали план перевозок на текущий год в объеме 25,2 млн тонн, что на 17% выше уровня 2020 года.

Соответствующее решение принято после совещания, проведенного Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) 10 июня в формате видеоконференции. На нем ведомство поручило национальному перевозчику принять необходимые ограничительные меры, исключающие задержки поездов в пути следования, и рассмотреть альтернативные варианты транспортировки грузов, в том числе переход на контейнерные перевозки.

При этом в КТЖ ГП уверены, что мощности погранперехода Алтынколь – Хоргос достаточно для перенаправления грузопотока. «Так как на второй переход введенные ограничения не распространяются и он работает в штатном режиме, мы переориентируем грузы на Алтынколь – Хоргос, – сообщила пресс-секретарь КТЖ ГП Любовь Подоляк. – Мы считаем, что переход справится с дополнительным потоком».

По мнению председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, переориентация грузов из крытых вагонов в контейнеры является единственным верным решением в сложившейся ситуации. Контейнеризация грузов возможна, в частности, для зерновых культур и пиломатериалов.
«При перенаправлении грузопотока на пограничный переход Алтынколь – Хоргос компании столкнутся с рядом трудностей, – рассказал «Гудку» Денис Семенкин. – В первую очередь это связано с перерабатывающей способностью погранперехода, которая в несколько раз ниже, чем у Достыка (В 2020 году через Достык – Алашанькоу в среднем в сутки передавалось 18 поездов, через Алтынколь – Хоргос только восемь. – Ред.). Во-вторых, оба перехода завязаны на одну и ту же железнодорожную линию, следовательно, проблемы с обслуживанием поездов едины».

Руководитель Департамента перевозок промышленных грузов и товаров народного потребления Первой грузовой компании (ПГК) Ирина Капитанова отметила, что трудности при транспортировке грузов через Достык и Алтынколь были и ранее. Однако с критической ситуацией, как в 2020 году и начале 2021 года (когда вагоны простаивали по три-четыре месяца), компания еще не столкнулась.
«Является ли переориентация грузов на пограничный переход Алтынколь – Хоргос верным решением – вопрос сложный, – добавила Ирина Капитанова. – К тому же Хоргос в техническом плане не предназначен для выгрузки большинства грузов, которые направляются через Достык – Алашанькоу. Не секрет, что объем транзита в направлении Китая всегда выше нормы. Поэтому вероятность возникновения ситуации с отставлением от движения груженых поездов на втором переходе вполне реальна».

В ПГК отметили, что переориентация грузов на контейнерные перевозки вполне может стать одной из комплексных мер для решения существующей проблемы, так как грузы в контейнерах китайская сторона принимает и выгружает быстрее. Однако, по мнению Ирины Капитановой, для полного разрешения ситуации стоило бы пригласить за стол переговоров все заинтересованные стороны, а далее – строго контролировать количество погрузки и прием транзита на Китай.

Заместитель генерального директора транспортно-логистической компании «Транко» Сергей Анашкин напомнил об ответственности операторов за нарушение сроков доставки груза. Согласно статье 79 закона Казахстана «О железнодорожном транспорте», «за каждые сутки просрочки доставки груза за железнодорожную часть пути перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере 5% провозной платы за перевозку железнодорожным транспортом, но не свыше 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине».

Участники рынка отметили, что в связи с этим при несоблюдении плана перевозок на текущий год китайскую сторону также необходимо привлечь к ответственности за нарушение сроков доставки.

По мнению генерального директора Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Салтанаты Адамбаевой, помимо введения ограничений со стороны КТЖ важно также задокументировать размер штрафа китайской стороне.
«Задержка подвижного состава на подходах к границе приводит к убыткам собственников вагонов, – добавила Салтанат Адамбаева. – В сложившейся ситуации введение ограничительных мер, исключающих задержку вагонов в пути следования, является необходимым. Однако также нужно рассмотреть вопрос о введении штрафных санкций».
Стык | Пандемия

Реплика
>Как пандемия COVID-19 ограничивала работу погранпереходов

Сложности с перевозками в Китай отмечаются с сентября 2020 года из-за введения карантинных мер. В феврале текущего года Зерновой союз Казахстана обратился в администрацию президента страны с просьбой принять меры для решения проблемы скопления поездов на пограничных станциях с Китаем Достык и Алтынколь. Согласно обращению, с конца сентября прошлого года проставило около 849 вагонов участников союза. По данным КТЖ ГП, по состоянию на конец февраля от движения были отставлены 12 тыс вагонов с грузом, порядка 250 крытых вагонов с зерном переадресованы и возвращены на первоначальные станции погрузки.
С 1 по 15 марта АО «КТЖ ГП» ввело временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через Достык, ограничения для вагонов-зерновозов действовали до 20 марта. При этом транзитные потоки через погранпереход перекрыли до конца месяца. В КТЖ ГП планировали за это время передать простаивающие вагоны китайской стороне. По состоянию на 1 марта количество брошенных вагонов сократилось до 9,9 тыс.
В апреле компания продолжила возврат груженых крытых вагонов на первоначальные станции погрузки. По состоянию на 2 апреля число простаивающих крытых вагонов составило около 1,1 тыс. единиц, возвращено 354 вагона.
С 5 по15 апреля Казахстан вновь ввел временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык. С 10 по 20 апреля компания дополнительно ввела конвенционный запрет на перевозку лесных грузов в контейнерах через погранпереход Достык. Такое решение принято из-за увеличения объемов перевозок по данному маршруту.
С середины апреля китайская сторона начала принимать простаивающие вагоны. По состоянию на 20 апреля на станции Достык оставалось 402 вагона, а на станции Алтынколь – 326 вагонов. В конце апреля в КТЖ ГП отметили, что проблема простаивающих крытых вагонов на пограничных переходах Достык и Алтынколь решена. Все простаивающие в ожидании приема крытые вагоны с зерновыми грузами переданы на китайскую сторону для выгрузки.

Автор: Анна Якушева

ТЭГИ: СТЫК | ПАНДЕМИЯ | КАЗАХСТАН

Новости

41 м
6 ч
13 ч
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»