Подписка 1520 - PDF

Машинисты не оценили перерыв

Суббота, 05.06.2021 в 01:26
Финские железнодорожники протестуют против изменений условий труда
Финские железнодорожники протестуют против изменений условий труда | Спор | Забастовка
Союз железнодорожников Финляндии RAU 21 мая организовал забастовку машинистов сразу в нескольких регионах страны. В результате на сутки практически полностью парализовало движение пассажирских поездов дальнего следования и электричек, отмечались сбои в грузовом сообщении. Причиной протеста стало недовольство работников решением работодателя – компании VR Group («Железные дороги Финляндии») – об изменении условий трудового договора. Компромисс в споре пока не найден.

О начале забастовки в RAU объявили вечером, накануне назначенного дня. Первоначально было заявлено, что на работу в пятницу, 21 мая, не выйдут машинисты VR Group в трех крупных городах Финляндии, которые являются важными транспортными узлами страны, – Хельсинки, Риихимяки и Оулу. Чуть позже стало известно, что акцию протеста поддержали и их коллеги из других муниципалитетов и областей. «Забастовка проходила в разных локациях по всей стране. К ней присоединились машинисты локомотивов Хельсинки, Ювяскюля, Оулу, Пори, Риихимяки, Сейняйоки, Тампере, лапландские машинисты, а также машинисты тепловозов в Турку», – рассказал «Гудку» председатель Союза железнодорожников Финляндии RAU Теро Паломяки.

Забастовка машинистов началась в полночь и продлилась ровно сутки. Как сообщается в пресс-релизе VR Group, по этой причине были отменены практически все поезда дальнего следования, кроме поездов между Коуволой и Коткой, и электрички. Пассажирам в этот день предложили воспользоваться альтернативными видами транспорта. Железнодорожный перевозчик принес извинения за доставленные неудобства. «Мы удивлены этим выражением и разочарованы тем, что, несмотря на наши усилия по переговорам, мы достигли такой ситуации», – заявила директор VR Group по транспорту и безопасности Нина Мяхёнен.

Это уже не первая забастовка, которую проводит в этом году железнодорожный профсоюз RAU. Напомним, что ранее, в марте, машинисты пригородных поездов VR и HSL уже объявляли забастовку. Из-за этого в центральном и южном регионах Финляндии на два дня было приостановлено движение электричек, при этом поезда дальнего следования и грузовые составы двигались без сбоев.

Причиной спора между работодателем и работниками и тогда, и сейчас стали изменения в трудовом договоре, которые внесли в VR Group. Как рассказал «Гудку» Теро Паломяки, по решению компании машинисты теперь должны заниматься подготовкой оборудования к смене не в рабочие часы, а в свое свободное время перед началом работы. Кроме того, работодатель отменил оплату обеденного перерыва. «Перерыв на обед устанавливается в соответствии с регламентом движения. Ранее коллективный договор предусматривал оплачиваемые 35 минут времени на обед, теперь же VR предлагает железнодорожникам 59 минут неоплаченного отдыха. Суммарно за год эти минуты сложатся для работников более чем в 200–300 неоплаченных дополнительных часов», – сообщил Теро Паломяки.

В RAU считают, что решение VR Group оптимизировать расходы на персонал связано с тендером на обслуживание железнодорожных пассажирских перевозок Хельсинского региона и техническое обслуживание подвижного состава, который компания выиграла год назад. Решение о победителе конкурса принял совет директоров транспортного региона Хельсинки, признав предложение VR Group лучшим с точки зрения качества и цены. Стоимость контракта составляет 36 млн евро в год (около 400 млн евро за весь период). Договор подписан на 10 лет и вступит в силу 27 июня 2021 года. Выполнять работы по контракту будет VR Fleetcare (входит в состав VR Group).

По мнению профсоюза, компания тогда сознательно занизила стоимость заявки и теперь пытается сэкономить на сотрудниках. Свою точку зрения они аргументируют тем, что изменения трудового договора последовали после заключения контракта между VR Group и HSL.
«Рабочий процесс достиг такой точки, когда за счет более эффективного использования рабочего времени экономия больше не может быть достигнута, поэтому рабочие задачи переносятся на свободное время. Тем самым искусственным образом повышается производительность труда», – поясняет Теро Паломяки.

По словам председателя RAU, сложившаяся ситуация может негативно сказаться на перевозках. Недостаточное рабочее время и ошибки в планировании смен, а также отклонения от согласованных вопросов, как полагает он, угрожают безопасности поездов. Рабочие очень устали от сложившейся ситуации, и это в сочетании с нерегулярной трехсменной работой становится опасным фактором. «В связи с текущими проблемами с работой даже при оплате труда договориться о таком будет очень сложно. Человек не машина, и где-то есть предел», – замечает Теро Паломяки.

В VR Group не разделяют мнение профсоюза и считают, что принятые решения не противоречат договоренностям и законодательству. Как рассказал «Гудку» старший вице-президент по коммуникациям VR Group Тату Туоминен, все изменения, внесенные работодателем для повышения эффективности ежедневного движения пригородных поездов в районе Хельсинки, полностью соответствуют действующему коллективному договору. «Никто из машинистов не будет уволен, уровень заработка не снизится. Но, к сожалению, финский железнодорожный профсоюз, представляющий интересы машинистов, сообщил, что не согласен с действующими правилами и передаст дело в суд. Поэтому похоже, что окончательное решение в этом споре будет вынесено государственным органом власти», – добавил он.

На вопросы «Гудка» об изменениях в трудовом договоре, дальнейших действиях, переговорах с RAU и о предложенных условиях HSL менеджер по связям с общественностью компании VR Group Жанна Виистеря не смогла предоставить ответы.

В ассоциации работодателей Palta также не стали комментировать спор между машинистами и VR Group. При этом в организации заявили, что осуждают забастовку и считают подобные акции протеста незаконными. «В отрасли в настоящее время действует коллективный договор между Palta и RAU. Споры по коллективным договорам следует рассматривать в согласованных процедурах, а не путем забастовки. Забастовка наносит ущерб совершенно случайным прохожим, то есть пассажирам. Это особенно печально в эпоху коронавируса», – отметил директор по переговорам Palta Паси Вуорио.

Компромиссного варианта работники и работодатель пока не нашли, но в RAU все-таки рассчитывают на благополучный для железнодорожников исход дела. Как сообщил «Гудку» Теро Паломяки, машинисты пока не планируют новых акций протеста. «Надеемся, что нам удастся решить проблему без этих мер», – сказал Теро Паломяки.
Спор | Забастовка

Автор: Мария Абдримова, Алена Кожушкова

Новости

4 ч
4 ч
5 ч
6 ч
6 ч
8 ч
14 ч
16 ч
17 ч
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»