Подписка 1520 - PDF

Урок планирования от аудиторов

Суббота, 19.12.2020 в 04:32
Инвестиций в железнодорожные проекты Эстонии может оказаться недостаточно
Инвестиций в железнодорожные проекты Эстонии может оказаться недостаточно | Контроль | Развитие
Государственное контрольно-ревизионное управление Эстонии (Eesti Riigikontrol) провело аудит железных дорог страны. Эксперты пришли к выводу, что планы по увеличению скорости поездов до 160 км/ч нереалистичны в ближайшей перспективе, проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры нуждаются в доработке, а их финансирование также необходимо пересмотреть.

Ведомство провело проверку целевых показателей развития железнодорожной отрасли в Эстонии в период с 2010 по 2019 год и на перспективу до 2030 года.

Госконтроль хотел выяснить, есть ли у государства видение роли, которую Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога) будет играть в перевозках пассажиров и грузов, как будут достигнуты поставленные цели и сколько это может потребовать инвестиций.

В результатах аудита говорится, что существует сценарий, согласно которому некоторые планы правительства могут оказаться недостижимыми.
«Хотя повышение максимальной скорости пассажирских поездов до 160 км/ч поставлено в качестве целевого показателя ещё в 2012 году, нет конкретных планов по достижению этого результата в ближайшие 10 лет», – отмечается в документе.

В Министерстве экономики и коммуникаций Эстонии заявили, что, хотя повышение максимальной скорости пассажирских поездов до 160 км/ч может не стать реальностью в ближайшем будущем, государство предоставит все необходимые инвестиции с предварительными условиями, которые позволят достичь этих результатов.

По словам начальника отдела развития транспорта и инвестиций Министерства экономики и коммуникаций Индрека Гайлана, развитие железных дорог идет постепенно и в приоритетном порядке планируется увеличить скорость до 135 км/ч.
«Пока нельзя с уверенностью сказать, сколько времени – 10 лет или более – понадобится на то, чтобы разогнаться до 160 км/ч. Но инвестиции в электрификацию, выпрямление изгибов путей и модернизацию системы управления движением поездов будут предоставлены исходя из максимальной запланированной скорости», – сказал он.

Стоит отметить, что утвержденная в феврале 2020 года транспортная стратегия действительно ставит более скромные цели в отношении скорости пассажирских поездов. Программа направлена на достижение скорости 120 км/ч на всей железнодорожной сети Эстонии и увеличение до 135 км/ч на отдельных участках маршрутов Таллин – Тарту и Тапа – Нарва.

В ходе проверки Госконтроль также установил, что, хотя текущие стратегии развития железных дорог ставят задачу перевести пассажиров и грузы с автомобильного на железнодорожный транспорт, за последние 10 лет реализовано и запланировано большое количество проектов, способствующих развитию именно автомобильных перевозок.

С 2005 года увеличение доли железных дорог в перевозках рассмотрено в 15 различных национальных стратегических документах, которые не образуют согласованного всеобъемлющего плана. Также нет понимания, каким образом должны быть достигнуты цели и сколько это будет стоить.
«Картина, представленная в планах развития, очень противоречива, – прокомментировал результаты проверки генеральный аудитор Eesti Riigikontrol Джанар Холм. – Основными целями являются переключение пассажиров и грузов с автомобилей на железную дорогу, сокращение выбросов парниковых газов в транспортной отрасли, создание железнодорожного сообщения с Европой и увеличение скорости пассажирских поездов. Однако развитие железных дорог окажется на первом плане только в том случае, если цели будут объединены в четкую государственную программу. Преимущество железнодорожного транспорта перед автомобильным может заключаться в скорости или снижении платы за пользование в дополнение к хорошему качеству обслуживания. Текущая политика и степень развития отрасли пока не дают никаких убедительных преимуществ».

Индрек Гайлан подтвердил, что автомобильные дороги действительно часто получают льготы и дополнительные инвестиции от государства. Кроме того, у автодорог значительно больше бенефициаров. Это связано в первую очередь с недостаточной развитостью железнодорожной сети в стране.
«Железные дороги часто не являются альтернативой автомобильному транспорту, так же как автомобили не являются альтернативой железной дороге. Именно поэтому мы развиваем эти два вида транспорта параллельно – это увеличивает мобильность населения, а также создает непрерывные цепочки поставок товаров в разные уголки Эстонии», – подчеркнул он.

Также Госконтроль обнаружил несоответствие Закона о государственном бюджете с инвестициями, заложенными в государственных программах.

Правительство и железнодорожные компании планируют инвестировать в железную дорогу более 2,6 млрд евро к 2030 году. Эта сумма включает как потребности на модернизацию и реконструкцию существующей железнодорожной сети, так и строительство Rail Baltica. Однако учитывая текущую практику финансирования железнодорожных проектов и средства, запланированные на их развитие в государственном бюджете на последующие годы, в течение десяти лет необходимый объем финансирования может быть не достигнут, считают в Eesti Riigikontrol.
«В ситуации, когда грузовые перевозки по железной дороге сократились, а доля пассажирских перевозок, наоборот, растет, необходимо решить, как оптимально поддерживать, развивать и финансировать железнодорожный сектор. Запланированные инвестиции в строительство Rail Baltica, электрификацию большей части остальной железнодорожной сети, создание маршрута до Хаапсалу и реализацию других приоритетных проектов в разы превышают общий объем финансирования за предыдущее десятилетие. Это может оказаться просто неподъемной суммой для государства», – пояснил Джанар Холм.

В период с 2010 по 2019 год Министерство экономики и коммуникаций выделило железнодорожным компаниям в общей сложности 522,8 млн евро из государственного бюджета, из которых 212,6 млн евро предоставил Европейский союз.

Согласно пояснительной записке к Закону о государственном бюджете на 2020 год, из казны будет выделено в общей сложности примерно 41,5 млн евро на развитие существующей сети железных дорог общего пользования в 2020–2023 годах и 344 млн евро для Rail Baltica.

Однако в пояснительной записке к новому Закону о государственном бюджете на 2021 год объем средств, выделяемых на существующую железную дорогу на 2021–2024 годы, и вовсе сокращен, потому что Rail Baltica достигнет стадии строительства и потребует большего количества инвестиций.

Содержание железных дорог общего пользования в Эстонии, как и в других странах ЕС, все больше зависит от государственной поддержки, и этот сектор требует дополнительных крупных инвестиций для поддержания качества инфраструктуры.

Госконтроль отмечает, что разговор о проекте электрификации Эстонской железной дороги начался только в прошлом году после того, как стало ясно, что для этих целей доступно иностранное финансирование как для одной из мер по сокращению выбросов парниковых газов на транспорте. В то же время участники рынка раскритиковали проект из-за поспешных решений, отсутствия технико-экономических обоснований и отказа от рассмотрения альтернатив.

В ходе проверки Eesti Riigikontrol поставил ряд вопросов (каковы приоритетные направления развития железных дорог, какие мероприятия и в какой период времени должны быть реализованы в первую очередь, каковы реалистичные планы развития железных дорог, учитывая, что доходы от коммерческой деятельности железнодорожной инфраструктуры компании – AS Eesti Raudtee и Elron – меньше, чем затраты на их содержание), на которые ответственные министерства, ведомства и железнодорожные компании должны найти ответы в ближайшее время и принять соответствующие решения.

Также необходимо определить, следует ли и каким образом можно передать управление железнодорожной инфраструктурой объединенному транспортному агентству, которое будет создано, чтобы обеспечить экономию затрат и интегрированное планирование движения грузов и пассажиров.
Контроль | Развитие

Автор: Ксения Потаева

Новости

1 д
2 д
2 д
2 д
2 д
2 д
2 д
2 д
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»