Подписка 1520 - PDF

Поезда переходят границы

Среда, 25.11.2020 в 10:11
Железнодорожный транспорт в сложных для мировой экономики условиях доказал свою эффективность
Железнодорожный транспорт в сложных для мировой экономики условиях доказал свою эффективность | Форум | Инновации
С 16 по 20 ноября в Москве прошла «Транспортная неделя – 2020». В ходе открытых дискуссий обсуждались перспективы создания единого цифрового пространства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Участники мероприятия отметили, что, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и введенные ограничения, грузовые железнодорожные составы в отличие от авиационных и морских судов беспрепятственно пересекали границы.

Еще до открытия пленарных дискуссий выставку «Транспорт России», которая работает на площадке форума, посетил глава Правительства РФ Михаил Мишустин. Он ознакомился с презентациями высокотехнологичных решений и сервисов транспортной отрасли.

В первый день форума состоялась пленарная дискуссия «Транспорт России. Скорость, удобство и эффективность» с участием членов Правительства РФ, руководства Министерства транспорта, ОАО «РЖД» и других крупнейших российских отраслевых компаний.

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов отметил, что пассажирооборот на транспорте в целом за три квартала упал на 45%, на железнодорожном транспорте падение составило порядка 30% (для сравнения: по грузовым железнодорожным перевозкам снижение составило около 4%).
«К счастью, тут сыграла свою роль поддержка правительства, – подчеркнул Андрей Белоусов. – Выделено 200 млрд руб., и пока мы избежали серьезных потерь».

Пандемия привела к изменениям в транспортной политике. Правительство приняло решение, что теперь основное внимание будет уделяться не показателям наращивания перевозок грузов, а комфорту пассажиров. Так, Андрей Белоусов полагает, что ситуация, когда из центральной части страны пассажиры более 30 часов на поездах добираются до курортов на Черном море, неправильная. И хотя ускорение перевозок – это вопросы масштабных инвестиций и времени, правительство готово их решать.

Исполняющий обязанности министра транспорта Александр Нерадько (министр транспорта Виталий Савельев находится на самоизоляции из-за положительного теста на коронавирус) в этой связи сообщил, что для комфорта пассажиров и безопасности в городах необходимо в ближайшие годы поменять технику, модернизировать большой объем инфраструктуры. Снизится и стоимость билетов при массовых видах пассажирских перевозок.

Олег Белозеров заметил, что компания уже снизила стоимость перевозок как для грузоотправителей, так и для пассажиров, чтобы их поддержать.
«Мы воспринимаем трудности в этом году как экзамен – правильно ли мы раньше выбрали направление для концентрации своих усилий, – поделился своим видением ситуации Олег Белозеров. – И прежде всего для нас это здоровье, комфорт и безопасность пассажиров. И по всему спектру мы понимаем, что правильно сформировали долгосрочную программу».

ОАО «РЖД» быстро перестроилось, перевело на удаленные рабочие места более 100 тыс. сотрудников, стало применять цифровые сервисы при взаимодействии со своими клиентами и в результате не потеряло ни одного грузоотправителя. У компании даже оказалось определенное преимущество, поскольку грузовые составы беспрепятственно пересекали границы, чем сильно выручили даже «Почту России», у которой весной случились транспортные затруднения из-за внезапного прекращения авиационного сообщения между странами.

Олег Белозеров отметил, что холдинг не собирается сокращать инвестиционную программу и продолжит финансировать разработки в области квантовых коммуникаций, беспилотного движения, мультимодальной логистики и других перспективных направлений. По его словам, инвестиционная программа РЖД на 2020 год составит около 720 млрд руб.
«У нас была утверждена инвестпрограмма на 640 млрд руб., но сейчас мы видим, что могли бы предложить лучшие условия по поддержке прежде всего поставщиков. Соответственно, мы четко выполняем поручение президента, предложили ее увеличить с 640 млрд руб. практически на 80 с лишним миллиардов», – сказал он.

Во второй день работы форума были проведены сессии, посвященные международному сотрудничеству. В первой половине дня состоялась пленарная дискуссия «Цифровые транспортные коридоры», которая посвящена вопросам цифровизации транспортного взаимодействия участников ЕАЭС.

Участники сессии обсудили цифровые технологии, которые могут применяться для обеспечения прохождения товаров через международные транспортные коридоры. РЖД стоит признать лидером по их внедрению, но и у холдинга IT-решения пока используются в основном для безбумажного документооборота и контроля за провозом санкционной продукции через территорию России, хотя разработок в этой области гораздо больше.
«Сейчас существует более 100 сервисов, которые могут быть внедрены с целью цифровизации транспортно-логистического комплекса на международном уровне. После их окончательного формирования мы перейдем к этапам механизмов реализации и заключения с юридической точки зрения необходимых соглашений», – сообщил министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Гегам Варданян.

Финансовые институты развития планируют вкладывать деньги в развитие этих сервисов.
«Приоритетность финансирования этих сервисов будет определяться степенью их готовности. Принципиально важное значение имеет активное участие национальных правительств. Они сами должны выдвигать те проекты, которые считают актуальными, которые готовы финансировать и софинансировать с банком», – сказал заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян.

Уже работающие цифровые сервисы, в частности электронные пломбы для транзитных товаров, запрещенных к ввозу в Россию, показали свою эффективность.
«С июня в России начала действовать система отслеживания грузов через пломбирование. Продукт показал, что эффективнее и дешевле везти напрямую груз, например, из Китая в Европу и обратно через Россию, заплатив за это определенную стоимость, чем объезжать вокруг. То же самое мы хотим сделать на всей территории ЕАЭС», – подчеркнул директор Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта РФ Дмитрий Баканов.

Он также добавил, что в 2020 году принято решение о создании платформы на площадке ЕАЭС, которая позволит объединить все цифровые сервисы на одном ресурсе.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» также предполагает внедрение платформенных решений, интегрированных с производственными системами холдинга уже к 2025 году. Впрочем, эти платформы не должны конкурировать.

Дмитрий Баканов отметил, что цифровая система ЕАЭС – это первый шаг для создания экосистемы транспортных коридоров и она будет интегрирована с электронными платформами «восточных и западных партнеров».

В ходе «Транспортной недели – 2020» ОАО «РЖД» и «Синара – Транспортные машины» (СТМ) заключили соглашение о выпуске локомотивов с асинхронным приводом.

Стороны договорились о сотрудничестве в сфере производства, испытаний, поставки и сервисного обслуживания в период жизненного цикла магистральных грузовых восьмиосных двухсекционных электровозов постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС6А и магистральных грузовых двухсекционных тепловозов с асинхронным тяговым приводом 2ТЭЗ5А.

Предполагается, что СТМ, исходя из технического задания РЖД, разработает технико-эконономическое обоснование применения нового тягового подвижного состава, предоставит расчет стоимости жизненного цикла и лимитной цены. Кроме того, компания пройдет все этапы разработки и изготовления головных образцов, а также создаст инфраструктуру для сервисного обслуживания. Планируется, что контракт на поставку головного образца тепловоза будет заключен в I квартале 2021 года. В подписанном соглашении стороны оговорили и вопросы сервисного обслуживания и утилизации локомотивов.

Конкретные объемы и сроки поставок будут определены отдельными договорами по результатам верификации заявленных технико-экономических показателей и сертификации головных образцов.

Также в ходе форума прошла торжественная церемония награждения Национальной премией за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры 2020 года.

В номинации «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня» победителями стали ОАО «РЖД» и ГУП «Московский метрополитен» – за Московские центральные диаметры.

За грузовые шаттлы в номинации «Лучшее решение в области логистики» награду получило АО «РЖД Логистика» (дочерняя компания ОАО «РЖД»).
Форум | Инновации

Автор: Ксения Потаева

Новости

1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»