Подписка 1520 - PDF

Вагонам посчитают возраст

Вторник, 20.10.2020 в 02:22
Правительство Украины решило определить срок списания изношенных полувагонов
Правительство Украины решило определить срок списания изношенных полувагонов | Документ | Обсуждение
Министерство инфраструктуры Украины на прошлой неделе опубликовало на сайте законопроект для общественного обсуждения, где предлагает новые правила ограничения срока службы железнодорожных вагонов. Документ предлагает ограничить сроки эксплуатации полувагонов в зависимости от видов грузов, которые перевозил подвижной состав, и от его возраста. Если этот приказ вступит в силу, частным компаниям и «Укрзализныце» (УЗ) придется списать большую часть вагонного парка и в 2021 году на металлолом отправится почти 13 тыс. вагонов.

Согласно проекту приказа, срок эксплуатации вагонов будет зависеть от грузов, которые перевозил подвижной состав. Так, для перевозки окатышей и агломерата срок службы ограничен 38 годами, для перевозки кокса полувагону отведено 30 лет, для перевозки сыпучих металлургических грузов – 36 лет, для перевозки глинозема с разгрузочными бункерами – 50 лет, срок эксплуатации думпкаров рассчитан на 44 года.

Также документом предусмотрено постепенное ограничение сроков эксплуатации универсальных полувагонов. Максимальный срок службы полувагона к 2028 должен составлять 22 года. Сейчас максимальный срок эксплуатации универсального полувагона ограничен 33 годами.

По данным УЗ, парк грузового подвижного состава Украины насчитывает 172,9 тыс. вагонов, из них доля УЗ – 84,8 тыс. Средний процент износа подвижного состава УЗ составляет 88%, других владельцев – 57%. Отметим, что с 2017 года УЗ три раза объявляла тендер на покупку вагонов, но ни один не состоялся.

По мнению учредителя холдинга Aurum Group (железнодорожные перевозки и вагоностроение) Алены Лебедевой, основной причиной подготовки проекта приказа стал факт бесконтрольного использования как украинских, так и массово импортируемых из России в 2015–2019 годах списанных грузовых вагонов с истекшим сроком эксплуатации. Это увеличивает долю старого парка на сети УЗ и ставит предприятия вагоностроительной отрасли Украины на грань выживания.

Представители Украинской ассоциации производителей ферросплавов и Федерации металлургов Украины отправили письмо в правительство с просьбой доработать проект приказа об ограничении сроков службы вагонов с учетом мнения грузоотправителей.

По их мнению, введение запрета на эксплуатацию полувагонов старше 33 лет приведет к одновременному списанию 13 тыс. уже в 2021 году. А в 2021–2025 годах в целом будет подлежать списанию 25,4 тыс. вагонов. При этом дефицит полувагонов составит около 10 тыс.

В письме, отправленном в правительство, представители ассоциации предлагают компромиссное решение.
«Постепенное выведение из эксплуатации изношенного подвижного состава в течение 5–7 лет с точечными исключениями в части окатышевозов и одновременное обновление вагонного парка. Это позволит держать гарантированный ежегодный объем заказов для украинских вагоностроителей на уровне не менее 12–15 тыс. грузовых вагонов и избежать угроз для экспортного потенциала страны», – говорится в письме.

По мнению председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, резкое списание старого подвижного состава повлечет дефицит полувагонов и приведет к сбоям в работе энергосистемы страны.
«С учетом потребности угольной отрасли в вагонах на уровне 18–19 тыс. полувагонов ожидаемая нехватка вагонов в случае принятия предложенного решения достигнет 3–4 тыс. Что ставит под риск отгрузку 7,5 млн тонн угля в год (–12%), стабильное снабжение которым является важной составляющей бесперебойной работы энергосистемы и угольных предприятий», – говорит Михаил Волынец.

Как сообщил «Гудку» руководитель Ассоциации собственников вагонов Украины Александр Криворучко, все зависит от возраста подвижного парка, у одних операторов он старый, у других новый.
«Весь смысл в том, что операторы не хотят покупать новый подвижной состав, проще приобрести списанные вагоны из-за рубежа, что значительно дешевле, причем эксплуатация такого вагона будет приносить такой же доход по сравнению с новым, говорит Александр Криворучко. – Есть прямой интерес купить «металлолом» за $10 тыс., чем новый за 50, ведь дорогостоящее приобретение будет окупаться 8 лет, а старое – за год. А если потом еще продлить срок его службы, то это получается довольно привлекательный бизнес. Возможность продления срока эксплуатации вагонов порождает коррупционные риски».

По мнению президента ассоциации «Укр-видтранс» (в которую входят операторы грузовых железнодорожных перевозок) Натальи Петриченко, намерение Министерства инфраструктуры сократить срок эксплуатации грузовых вагонов нарушает европейские директивы.
«Списывать рабочие вагоны только из-за возраста является очень странным решением. Подвижной состав нужно списывать исходя из его технического состояния, а не срока эксплуатации», – говорит вице-президент украинского Аграрного совета Михаил Соколов.

По оценкам Министерства инфраструктуры, чтобы начать программу списания вагонов согласно проекту приказа, расходы на приобретение оборудования и приборов, сервисное обслуживание и обучение персонала в первый год действия документа обойдутся в $3,5 млн. В течение пяти лет – $5,3 млн.

По мнению Алены Лебедевой, новые правила ограничения сроков службы железнодорожных вагонов приведут к развитию промышленного потенциала страны, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и росту ВВП.
«Вместе со смежными производителями металлопроката и комплектующих отрасль вагоностроения способна формировать ежегодно до 100 млрд грн ВВП», – говорит она.

Александр Криворучко также отметил, что «принятие приказа приведет к росту заказов для вагоностроительных предприятий, ослабит нагрузку на вагоноремонтные мощности и исключит коррупционную составляющую».

По словам председателя правления УЗ Владимира Жмака, приобретение новых вагонов и локомотивов возможно, если правительство освободит УЗ от уплаты земельного налога, а также акцизного сбора для государственного дорожного фонда.
«УЗ может сэкономить $310 млн и использовать их для приобретения новых локомотивов и вагонов», – говорит Владимир Жмак.

Однако президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков отмечает, что «из-за списания вагонов УЗ придется тратить деньги на покупку новых, хотя значительно важнее направлять инвестиции на обновление железнодорожной инфраструктуры».

С ним солидарен и глава Ассоциации собственников вагонов. «Железнодорожную сеть УЗ вагонами могут обеспечить частные инвесторы, а вот приобрести тягу и обновить инфраструктуру может только монополист. Поэтому для УЗ рациональнее направить свои ресурсы в другое русло», – говорит Александр Криворучко.

Обсуждение проекта приказа «Об утверждении Порядка установления запрета эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» продлится до 12 ноября 2020 года.
Документ | Обсуждение

Автор: Сергей Волков

Новости

23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»