Подписка 1520 - PDF

Альтернатива для локомотива

Вторник, 06.10.2020 в 03:50
Железные дороги Европы обложат пошлинами за использование дизельного топлива
Железные дороги Европы обложат пошлинами за использование дизельного топлива | Документ | Тяга
Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (Community of European Railway and Infrastructure Companies, CER) обратилось в Европейскую комиссию с просьбой включить железную дорогу в проекты по разработке и внедрению альтернативных видов топлива на транспорте, являющиеся частью «Зеленого» пакта для Европы (Green Deal), который планируется принять в 2021 году. Для европейских стран, в том числе для прибалтийских, где электрификация железных дорог находится на низком уровне, эта мера призвана поспособствовать привлечению инвестиций в отрасль, а также снижению издержек из-за углеродного сбора.

Организация попросила Еврокомиссию включить железнодорожную отрасль в процесс пересмотра директивы о создании инфраструктуры альтернативных видов топлива, а также в европейскую стратегию по разработке и внедрению энергетических систем и водородного топлива. Сейчас в этих проектах участвует только автомобильный транспорт.
«Благодаря высокой степени электрификации железные дороги играют ключевую роль в декарбонизации (снижении выбросов углерода в атмосферу) транспорта в ЕС, ставя перед собой задачу максимально увеличить свой вклад в Green Deal, который требует сокращения выбросов парниковых газов на транспорте на 90% к 2050 году. При этом сегодня дизельное топливо составляет лишь около 20% железнодорожной тяги ЕС (грузовой и пассажирской). Для того чтобы в срок полностью отказаться от этого горючего, железнодорожным компаниям необходимо участвовать в развитии потенциальных альтернативных видов энергии», – пояснила пресс-секретарь CER Ева Бокле.

Отметим, что для стимулирования ускоренного перехода к экологически чистым видам топлива ЕС разработал систему нормирования максимально допустимых уровней выбросов углекислого газа в атмосферу различными транспортными средствами. К примеру, с 1 января 2020 года новые требования к средним уровням выбросов СО2 (не более 95 г/км) введены для парка новых легковых автомобилей и автофургонов, выпускаемых на территории ЕС. За каждый избыточный грамм производителям придется выплачивать штрафы в размере 95 евро.

А уже к июню 2021 года разработчики проекта пообещали представить следующую версию общеевропейского законодательства, которая будет направлена на дальнейшее ужесточение предельно допустимых уровней выбросов углерода и увеличение санкций за их несоблюдение (эти нормы планируется ввести с 2030 года). Эта мера коснется как автомобильного, так и железнодорожного транспорта, который использует дизельное топливо. При этом часть расходов понесут не только производители локомотивов, но и операторы подвижного состава, а также владельцы инфраструктуры.

Однако «доходы» от штрафных санкций для загрязнителей, которые предварительно оцениваются в несколько десятков миллиардов евро в год, руководство ЕС планирует прежде всего перенаправить на разработку и внедрение альтернативных видов энергии.

По мнению членов CER, альтернативными видами топлива для железнодорожного транспорта могут стать водородные топливные элементы, синтетические парафиновые топлива, e-fuels (топливо, которое добывается из воздуха и воды при помощи электричества, полученного экологически чистым способом), а также биотопливо. Еще одним вариантом может стать применение на железной дороге поездов на аккумуляторных батареях.
«Однако, прежде чем вкладывать средства в строительство инфраструктуры альтернативных видов топлива для железных дорог, необходимо решить две основные задачи. Во-первых, добиться более широкой технической стандартизации и, во-вторых, определить требования, связанные с бе-зопасностью железнодорожных транспортных средств в рамках Единого европейского железнодорожного пространства», – отмечается в письме CER.

Следующим важным вопросом является стратегия финансирования таких проектов, так как некоторые технологии еще не являются экономически конкурентоспособными по сравнению с традиционными – на основе ископаемого топлива.

Для решения этой проблемы CER предлагает пересмотреть директивы о налогообложении энергии, которая дает возможность стимулировать развитие экологически чистого топлива на основе возобновляемых источников энергии. Также необходимо обеспечить постоянное финансирование и поддержку со стороны будущих программ исследований и инноваций (например, Shift2Rail-II и FCH-JU-II), чтобы снизить риск компаний-первопроходцев.

Несмотря на большое количество возможных альтернатив, CER призывает ЕС инвестировать в электрификацию железных дорог.
«Декарбонизация транспортной системы требует крупных государственных инвестиций независимо от выбранных технологий. Электрификация железных дорог (принимая во внимание операционную модель и экономическое обоснование) должна оставаться приоритетной в Европе. Однако альтернативные виды топлива могут быть использованы в географических районах и областях, которые трудно электрифицировать. Поэтому Европейская комиссия должна разработать генеральный план развития железнодорожной инфраструктуры в ЕС, который будет принимать во внимание ситуацию (географическую, технологическую и финансовую) в каждом конкретном государстве – члене Евросоюза», – говорится в письме сообщества.

Латвия, Литва, Эстония и Финляндия поддерживают инициативу CER по включению железнодорожной отрасли в разработку альтернативных видов топлива, так как в этих странах электрификация железных дорог находится на низком уровне и они могут понести значительные издержки после вступления в силу «Зеленого» пакта для Европы.

Железнодорожная сеть Литвы состоит из порядка 1750 км линий с шириной колеи 1520 мм, а также 110 км с европейской колеей 1435 мм. По словам министра транспорта Литвы Ярослава Наркевича, в настоящее время в Литве электрифицировано всего 9% железных дорог. В Латвии ситуация аналогичная: из 2263 км электрифицировано только 259 км.

Менеджер по коммуникациям AS Eesti Raudtee Моника Лиллес отметила, что в Эстонии ситуация чуть лучше: из 1214 км железных дорог электрифицировано 225 км (около 19%). Однако результат остается далеким от среднего показателя по ЕС, который составляет около 53%.
«Примерно половина локомотивов в нашей стране – это поезда на электрической тяге, обслуживающие региональные линии Харьюмаа (центральный регион Эстонии), а остальные – дизельные. Очевидно, что электропоезда загрязняют окружающую среду во много раз меньше, чем автомобильный транспорт. Поэтому Эстонская железная дорога начала в прошлом году проект электрификации, в ходе которого – в следующие 8 лет – мы планируем построить около 680 км новых контактных линий», – отметила она.

Согласно проекту до конца 2028 года должно быть электрифицировано около 900 км железнодорожной инфраструктуры. Общая стоимость работ составляет 295,1 млн евро. Кроме того, для обслуживания модернизированных линий государственный оператор Elron закупит новый подвижной состав.

Моника Лиллес добавила, что, поскольку Эстония является членом Европейского союза, соблюдение директив является обязательным. «Мы также соблюдаем экологические требования, установленные государством. Кроме того, мы делаем все возможное, чтобы быть экологически чистой компанией. Eesti Raudtee сосредоточена на поиске экологически безопасных решений для обслуживания и развития нашей инфраструктуры», – подчеркнула она.

В Финляндии, которая также входит в Европейский союз, из 5920 км железных дорог электрифицировано около 60%.

По словам вице-президента по коммуникациям VR Group Тату Туоминена, «зеленый» курс, который взял Евросоюз, поддерживает железную дорогу гораздо больше, чем другие виды транспорта. А поскольку в Финляндии действительно развитая электрифицированная сеть, отрасль не должна понести серьезных убытков после введения пошлин.
«Каких-то конкретных планов или стратегий по переходу на альтернативные источники энергии у нас пока нет, но мы рассматриваем новые возможности, такие как биодизель. Включение железнодорожных компаний в программы по разработке и внедрению таких технологий только поспособствует развитию экологичной транспортной системы во всей Европе и увеличению конкурентоспособности железной дороги», – резюмировал он.
Документ | Тяга

Автор: Ксения Потаева

Новости

3 ч
3 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»