Подписка 1520 - PDF

Производственный протекционизм

Вторник, 21.07.2020 в 20:05
Украинские машиностроительные предприятия готовы к высокому уровню локализации производства
Украинские машиностроительные предприятия готовы к высокому уровню локализации производства | Дискуссия | Машиностроение
В Киеве 15 июля состоялся круглый стол на тему «Локализация в машиностроении: как Украине победить в конкуренции», главной темой обсуждения которого стал законопроект по внесению изменений в закон «О публичных закупках». Изменения предполагают требование по локализации производства машиностроительной продукции на Украине на уровне 25–40% на начальном этапе. Участники дискуссии пришли к выводу, что более 100 украинских компаний-производителей готовы к значительному повышению уровня локализации, что станет предпосылкой для роста украинской промышленности и сохранит около 100 тыс. рабочих мест.
«Требование о локализации является логичным решением в поддержку своей экономики и своих граждан, – заявил заместитель главы комитета Верховной рады Украины по вопросам экономической политики Дмитрий Кисилевский. – Этот законопроект возвращает здравый смысл в политику государственных закупок. Известный факт, что уровень проникновения импорта в публичные закупки в США и странах Европейского союза составляет 5–7%, тогда как на Украине этот показатель достигает почти 40%. Это означает, что мы деньгами украинских налогоплательщиков создаем рабочие места в других странах.

Как это должно работать: если ты хочешь получить заказ от нашего государства, то обеспечь долю украинской составляющей в своем товаре. Речь идет о четырех категориях машиностроения: железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальная и специализированная техника, а также энергетическое машиностроение. Сначала мы предлагаем локализацию 25–40%, с дальнейшим повышением на 15% с 2024 года».

Напомним, 24 июня Верховная рада Украины зарегистрировала законопроект по внесению изменений в закон «О публичных закупках», с помощью которых планируется создать предпосылки для устойчивого развития и модернизации украинской промышленности. Согласно законопроекту, степень локализации машиностроительной продукции на начальном этапе должна составить 25–40%; производства железнодорожных локомотивов в 2021 году – 30%, а к 2024 году – 45%. Уровень локализации грузовых и пассажирских вагонов, а также транспортных средств для ремонта железных дорог в 2021 году достигнет 35%, к 2024 году – 50%.

По мнению председателя правления неправительственной организации CMD-Ukraine (Центр развития рыночной экономики) Игоря Гужвы, принятие данного законопроекта позволит обеспечить рост ВВП и промышленности в среднесрочной перспективе, а также сохранит около 100 тыс. рабочих мест.
«Локализация – инструмент стимулирования занятости и экономического развития. На Украине более 100 компаний-производителей, а с учетом мультипликативного эффекта в производстве будут задействованы еще около 4 тыс. компаний – поставщиков различных комплектующих.

Для анализа влияния законопроекта нами была использована система Global Trade Analysis Projects (GTAP). Это всемирный инструмент, в котором участвуют свыше 100 стран мира. Его применяют при расчетах США, ЕС, Япония, ВТО. Моделирование GTAP с использованием прикладных данных и лицензированного доступа к таблицам затрат показало, что ВВП Украины в среднесрочной перспективе будет расти на 3,9% с учетом мультипликативного эффекта, а перерабатывающая промышленность получит рост на 10,7%. Поступления в бюджет возрастут на 8,2%. Кроме того, количество рабочих мест увеличится на 62,5% – будет сохранено около 100 тыс. и создано еще 6,2 тыс. рабочих мест», – рассказал Игорь Гужва.

По мнению директора государственного предприятия «Зоря-Машпроект» Дениса Гордиенко, предпочтение товарам с определенным уровнем локализации – это не защита отечественного производителя от конкуренции, а приглашение инвестировать и успешно конкурировать внутри страны. «То есть это создание условий для повышения уровня международной кооперации и стандартов местного производства и, как следствие, роста конкурентоспособности местного производителя на мировом уровне.

Сегодня иностранные производители оборудования имеют преимущество на украинском рынке, где местные игроки должны платить астрономические по мировым меркам средства. В частности, французские и немецкие банки при поддержке своего государства за символический процент финансируют оборонный или инфраструктурный проект на Украине при условии покупки оборудования у своего производителя, в то время как украинский банк занимает собственному производителю валюту под 9–10% годовых. Таким образом, украинский производитель не может предложить за свой товар конкурентную цену», – рассказал Денис Гордиенко.

Украинские предприятия заявили о поддержке инициатив правительства, направленных на создание предпосылок для устойчивого развития украинской промышленности путем внедрения критериев локализации при осуществлении публичных закупок. Работодатели опубликовали открытое обращение к президенту, Верховной раде и правительству страны, подписанное 21 предприятием, 4 мэриями, Федерацией работодателей и Федерацией проф-союзов Украины.
«Актуальность принятия указанных инициатив определяется тем, что более 50% украинского рынка продукции машиностроения контролируется импортерами, украинская промышленность и прежде всего машиностроение продолжают стремительно падать, в некоторых секторах приближаясь к точке невозврата, а в отдельных даже пересекая ее. За январь – май 2020 года индекс промышленного производства на Украине сократился на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и почти на 1/5 по сравнению с тем же периодом 2013-го», – отмечается в письме.

Как ранее сообщал «Гудок», Федерация работодателей Украины (ФРУ) 6 мая организовала онлайн-конференцию для обсуждения возможностей украинских предприятий и необходимых условий для реализации проекта по локализации производства 205 электровозов на Украине на уровне не менее 50% (в апреле «Укрзализныця» начала процесс отбора производителя для обновления собственного парка электровозов. – Ред.).
«Согласно приглашению, для участия в конкурсном отборе УЗ определила потребность в закупке 205 электровозов, – отмечал ранее генеральный директор ФРУ Руслан Ильичев. – Украинский перевозчик указал на необходимость подтверждения участниками конкурса готовности к локализации производства на уровне 15%. Украинские производители, в свою очередь, настаивают на 50%, ведь ожидаемая цена контракта – порядка 1 млрд евро. Нетрудно сосчитать, сколько денег останется в стране при локализации в 15% и сколько при 50%».

Однако, по мнению члена правления УЗ Франтишека Буреша, достичь уровня локализации в 50% возможно лишь в том случае, если кто-то из украинских промышленников решит инициировать создание совместного предприятия с иностранными производителями.
Дискуссия | Машиностроение

Автор: Вадим Павлов

Новости

10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»