Подписка 1520 - PDF

Проект стоит – смета растет

Среда, 24.06.2020 в 00:08
Еще не построенная трансбалтийская магистраль продолжает дорожать
Еще не построенная трансбалтийская магистраль продолжает дорожать | Проверка | Финансы
Европейская счетная палата (ЕСП) провела аудит проекта Rail Baltica (будущая магистраль соединит страны Балтии с Европой). Согласно данным проверки, еще не построенная магистраль подорожала на 2,35 млрд евро.
«По данным Европейской ревизионной палаты, реальные затраты составят не первоначально прогнозируемые 4,65 млрд евро или пересмотренные 5,8 млрд евро, которые в настоящее время выделяются на проект, а 7 млрд евро. И есть риск, что эти расходы увеличатся в будущем», – заявил представитель ЕСП Люк Т’Джоен.

Подорожание объясняется уточнением прогнозной стоимости будущей магистрали.

Другим выводом проверки является «неясная экономическая устойчивость проекта». Аудиторы отмечают, что движение транспорта по коридору «Север – Юг» довольно незначительное, а для перевозок преимущественно используется автомобильный и морской вид транспорта.

Люк Т’Джоен отмечает, что для обеспечения экономической устойчивости проекта необходимо организовать смешанную пассажирско-грузовую линию. «Чтобы проект окупился в долгосрочной перспективе, плотность движения должна быть выше. Может быть, странам Балтии нужна линия не для скоростных, а для обычных поездов, которая будет и дешевле, и более подходящей», – заявил Люк Т’Джоен.

По его словам, до сих пор существуют риски того, что проект не будет завершен в назначенные сроки (до 2026 года. – Ред.). «Кроме того, проект Rail Baltica до сих пор не имеет плана подключения к существующим железнодорожным линиям различной колеи, а также не обсуждается вопрос о соединении с Польшей», – заключил Люк Т’Джоен.

По словам премьер-министра Эстонии Юри Ратаса, между Таллином и Пярну проходит около 1 тыс. фур в день, грузы с них могут перейти на железнодорожный транспорт и обеспечить тем самым большой грузопоток.

Однако министр внутренних дел Эстонии Март Хельме, также являющийся председателем EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – одна из трех парламентских партий, сформировавших сегодняшнее правительство Эстонии), придерживается полярного мнения. «Грузов не будет, пассажиров слишком мало для окупаемости проекта. Финляндия не уверена, нужно ли ей присоединяться к проекту. То же самое касается и Польши. Так что я не вижу никакой перспективы. Это периферийная железная дорога, которая никому не нужна», – считает Март Хельме.

С ним соглашается и один из аудиторов – член ЕСП Оскар Херикс. «Прогнозируемое число пассажиров на будущей магистрали ввиду низкой численности населения в прибалтийских странах слишком мало, чтобы обеспечить окупаемость. Также неясно, откуда возьмутся грузы, которые планируется транспортировать по железной дороге.

Железнодорожного движения пока нет, равно как нет и идеи, как перевести на железную дорогу перевозки с доминирующего автотранспорта. И без того дорогой проект за восемь лет подорожал еще на 51% от изначально заявленной стоимости. И, наконец, между тремя Прибалтийскими государствами до сих пор нет соглашения о том, как обслуживать дорогу после завершения строительства. Все еще не принято никаких решений о том, как управлять проектом в долгосрочной перспективе, не разработаны принципы разделения расходов и доходов от деятельности планируемой к строительству железной дороги», – рассказал Оскар Херикс.

Однако литовская сторона, невзирая на замечания аудиторов, заявляет о проекте Rail Baltica как об одном из лучших крупных инфраструктурных проектов в Европейском союзе, прошедших аудит. «Этот проект оценивается Еврокомиссией и Европейской счетной палатой (ЕПА) как наилучшим образом подготовленный и обладающий наименьшими рисками. Подорожали все восемь крупных объектов Евросоюза, которые проверяли аудиторы. Возникли дополнительные работы, дополнительные смычки», – отметил премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.

Напомним, о рисках задержки проекта и превышения бюджета в начале года предупреждали и аудиторы всех трех Прибалтийских государств.
Проверка | Финансы

Реплика
Что строят

Rail Baltica – проект железной дороги стандартной европейской колеи (ширина европейской железнодорожной колеи составляет 1435 мм) с европейской системой управления движением поездов. 7 ноября 2001 года министры трех Прибалтийских государств подписали договор о создании железной дороги с европейской шириной колеи, которая соединила бы все три страны со странами Центральной Европы по маршруту Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с возможным выходом на Хельсинки.

Автор: Дарья Белоглазова

ТЭГИ: ПРОВЕРКА | ФИНАНСЫ | ЭСТОНИЯ | ЛИТВА | ЛАТВИЯ

Новости

1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»