Подписка 1520 - PDF

Проверка на прочность

Вторник, 23.06.2020 в 23:43
«Укрзализныцю» обвинили в фальсификации отчета по итогам испытания китайских колес
«Укрзализныцю» обвинили в фальсификации отчета по итогам испытания китайских колес  | Испытания | Спор
После введенных в мае ограничений со стороны АО «Укрзализныця» (УЗ) на въезд на территорию Украины вагонов, укомплектованных китайскими колесами, компания «Гарантрейлсервис» (ГРС), являющаяся официальным представителем в России одного из изготовителей этой продукции – Maanshan Iron & Steel Company, провела собственное расследование в отношении испытаний цельноката Украинским научно-исследовательским институтом вагоностроения (УкрНИИВ) и обнаружила ряд несоответствий и не вполне обоснованных выводов. По результатам проверки выявлено, что запрет выдан на основании сфальсифицированных данных, которые нацелены на обоснование итоговой неудовлетворительной оценки объектов экспертизы.


Отчет не прошел проверку

Согласно данным расследования ГРС, геометрические размеры ступиц трех испытанных образцов продукции, указанных в протоколе, не соответствуют параметрам китайских колес. Диаметры отверстий ступиц дисков производства Maanshan Iron and Steel Co., Ltd (MA Steel) при формировании колесных пар составляли более 195 мм, что подтверждают соответствующие документы. Однако, согласно протоколу испытаний УкрНИИВ, диаметры отверстий ступиц колес составляют чуть более 189 мм, притом что изменение диаметра отверстия ступицы колеса в меньшую сторону в принципе невозможно.

Данные о диаметрах испытанных образцов по кругу катания также не соответствуют фактическим диаметрам колес, указанным в паспорте качества колесных пар.

Кроме того, для того чтобы предоставить цельнокатаные колеса на испытания, необходимо было распрессовать их с осей. Следовательно, на поверхности отверстий ступиц должны были остаться следы распрессовки. Однако, анализируя данные акта идентификации образцов в испытательном центре, специалисты пришли к выводу, что следы распрессовки на поверхностях отверстий ступиц отсутствуют, так как в акте не указано обратное.

Аналогичная ситуация с результатами испытаний дисков второго китайского производителя – Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd (TYH), продукция которого запрещена на Украине.

По словам генерального директора ГРС Николая Кошелева, тщательно изучив все материалы испытаний и сопоставив их с исходными данными колес, в компании считают, что проверке в УкрНИИВ подвергнуты колеса, изготовленные не MA Steel и TYH.
«За время нашей работы Maanshan Iron & Steel Company показала себя очень дисциплинированным и ответственным производителем и поставщиком запасных частей. Для них на первом месте репутация, вопрос соблюдения технологии и обеспечение качества продукции. Практически за год эксплуатации китайских колес никаких нареканий у нас не было. Более того, в 2019–2020 годах мы дважды проводили сертификационные испытания колес производства Maanshan Iron & Steel Co., Ltd в различных аккредитованных испытательных центрах, которыми было отмечено высокое качество продукции», – подчеркнул топ-менеджер.

По словам Николая Кошелева, запрет железнодорожной администрацией Украины эксплуатации на своей территории цельнокатаных колес китайского производства, основанный на сфальсифицированном отчете, является результатом недобросовестной конкурентной борьбы и роняет тень на крупнейшую сталелитейную компанию в мире.

Отметим, что после получения информации о результатах испытаний колес производства КНР на Украине союз «Объединение вагоностроителей» (ОВС) организовал проведение сравнительных испытаний китайского цельноката.

После проведения расследования ГРС отправил претензию в УкрНИИВ с просьбой передать компании методику испытаний и образцы испытанных колес.

В ответном письме УкрНИИВ говорится, что все материалы были переданы обратно заказчику испытаний – консалтинговой компании «Элькон», куда впоследствии ГРС также направил сообщение. От компании пока ответа не поступило.

На вопросы «Гудка» эти организации не ответили.

Для производства колес китайским заводам не потребовалось осваивать новые материалы, так как цельнокат для грузовых вагонов более 63 лет изготавливается из стали марки CL60 (К), химический состав которой практически полностью совпадает со сталью марки два по ГОСТ 10791, которую разрешено использовать на территории стран СНГ, в чем сомневались организаторы исследования на Украине.

В связи с этим Объединение вагоностроителей провело собственные сравнительные испытания китайского цельноката.

Идентификация колес проводилась в присутствии представителей ОВС, Рос-транснадзора, «Росжелдора» и испытательного центра АО «ВНИИЖТ» (дочерняя компания ОАО «РЖД»).

В соответствии с полученным заключением все исследованные цельнокатаные колеса, отобранные методом случайной выборки, по физико-механическим свойствам соответствуют требованиям ГОСТ 10791. То есть колеса данных производителей могут безопасно эксплуатироваться на сети железных дорог колеи 1520 мм без каких-либо ограничений.


Китай шлет письма

После получения информации о результатах испытаний колес производства КНР на Украине MA Steel отправила письмо исполняющему обязанности председателя правления «Укрзализныци» Ивану Юрику, в котором выразила сомнения в достоверности отчета по итогам испытания продукции.
«При обстоятельствах, когда авторитет, беспристрастность и надежность отчета не доказаны, Ma Steel надеется, что Украинская железная дорога проявит осмотрительность и здравый скептицизм по отношению к нему. Мы согласны провести дополнительные испытания колес в независимой лаборатории при условии соблюдения международных норм – отбора и идентификации образцов, независимости и беспристрастности экспертов», – говорится в письме.

Учитывая, что Ma Steel является холдингом со 100-процентным государственным участием, вопросом проведения недобросовестных испытаний на Украине занимаются Министерство коммерции и Министерство транспорта КНР, которые уже направили свои претензии в Торговое представительство Украины в КНР и рассматривают вопрос обращения во Всемирную торговую организацию.

Аналогичное письмо в УЗ отправила и TYH. На предприятии также выразили несогласие с запретом.
«Наша компания категорически не согласна с результатами испытаний, которые якобы проводились на территории Украины на образцах неизвестного происхождения», – говорится в письме.

Кроме того, в TYH считают, что за кампанией по дискредитации их продукции стоят интересы конкурирующего производителя.

Как ранее сообщал «Гудок», отраслевые эксперты на украинском рынке действительно связывают подобное решение национального перевозчика с желанием поддержать отечественных промышленников.
«Несомненно, в условиях ужесточения протекционизма в экономиках многих стран решение УЗ о запрете использования вагонов с колесами из Китая – тоже движение в этом направлении. Я бы не говорил о продвижении компании «Интерпайп» (украинский производитель железнодорожных комплектующих и цельнокатаных колес на Украине. – Ред.) со стороны УЗ – это скорее защита национального производителя, не больше», – пояснил руководитель Ассоциации собственников вагонов Украины Александр Криворучко.

На момент публикации ответных писем китайские коропорации так и не получили. На запрос «Гудка» в УЗ не ответили.


Влияние на рынок

Многие участники российского железнодорожного рынка обеспокоены сложившейся ситуацией. Так, по информации Союза вагоноремонтных предприятий РФ, члены ассоциации закупили китайские колеса и теперь не могут их использовать для ремонтных работ, что негативно сказывается на них в условиях общего падения количества ремонтов.

Как сообщил «Гудку» исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий Игорь Тягунов, рынок ремонта вагонов переживает кризис: в I квартале снижение объема ремонтов составило 11%, к концу года оно может достичь 20%.
«Вагоноремонтные предприятия вложили значительные средства в приобретение цельнокатаных колес, среди которых немалая доля китайских производителей. Введение запрета Украины на прием вагонов с колесными парами из китайского цельноката привело к невостребованности данной продукции, что в условиях падающего рынка грозит возможным банкротством некоторых ремонтных предприятий. Кроме этого, отвлечение и замораживание средств на цельнокатаные колеса, которые невозможно использовать и реализовать при ремонте вагонов, а также падение выручки предприятий в связи с сокращением объемов ремонта могут негативно отразиться на качестве ремонта подвижного состава», – рассказал он.

По словам генерального директора «Евросиб СПб-транспортные системы» Дмитрия Никитина, сейчас многие российские операторы прекратили железнодорожные операции через территорию Украины.
«У российских операторов пока нет понимания того, как теперь ездить, ожидаем решения правительства. Сейчас запрещен транзит через территорию Украины, поэтому мы следуем через Белоруссию и Россию. В целом из-за текущей политической ситуации и разъединения России и Украины мы потеряли этот рынок, хотя он всегда был наиболее интересен», – сказал он.

Испытания | Спор

Реплика
Что запретили

Согласно телеграмме начальника Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаила Сапетова, с 6 мая запрещены подготовка и подача под погрузку вагонов, следующих на территорию Украины. Решение связано с введенным ранее запретом со стороны АО «Укрзализныця» (УЗ) на въезд на территорию страны вагонов, укомплектованных китайскими колесами.
В начале мая УЗ полностью запретила прием на свою сеть грузовых вагонов, укомплектованных цельнокатаными колесами двух китайских компаний – Maanshan Iron and Steel Co., Ltd (MA Steel) и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd (TYH). Также с 6 мая железнодорожный перевозчик закрыл и транзитное сообщение для составов с колесами этих китайских производителей.
В связи с этим спустя неделю ОАО «РЖД» поручило всем подразделениям компании остановить подготовку и подачу под погрузку грузовых поездов, а также оформление порожних вагонов, которые укомплектованы колесами MA Steel и TYH, назначением на территорию Украины, а также следующих транзитом через нее.

Автор: Ксения Потаева

ТЭГИ: ИСПЫТАНИЯ | СПОР | УКРАИНА

Новости

14 ч
20 ч
20 ч
20 ч
20 ч
20 ч
20 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»