Подписка 1520 - PDF

Нерентабельный актив

Вторник, 09.06.2020 в 02:01
Железная дорога Молдовы в очередной раз готовится к реструктуризации
Железная дорога Молдовы в очередной раз готовится к реструктуризации | Власть | Документ
В Молдове министр экономики и инфраструктуры Сергей Райлян 28 мая вынес на рассмотрение правительства страны проект реформы ГП «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ). Предприятие предлагается разделить на три акционерных общества.

По словам Сергея Райляна, железнодорожное предприятие уже давно необходимо модернизировать и новая законодательная база позволит компании развиваться.
«Железнодорожная инфраструктура нуждается в инвестициях и модернизации. Новый кодекс призван разделить полномочия в этой области и создать предпосылки для увеличения доходов и создания конкурентоспособной и прозрачной среды. Мы должны обеспечить гражданам комфортабельные и безопасные поездки. Также мы мотивируем компании пользоваться услугами железнодорожной инфраструктуры», – считает министр.

Однако в самой компании не уверены, что изменения в скором времени все же осуществятся. Как пояснил «Гудку» первый заместитель генерального директора ЖДМ по инфраструктуре Сергей Томша, этот проект реформы тянется уже многие годы, но до сих пор так и не утвержден.
«У предприятия есть основной учредитель из Министерства инфраструктуры (Агентство публичной собственности. – Ред.), который и будет принимать решения о дальнейшем разделении предприятия. Мы же просто ждем и в перспективе примем этот факт. Но пока о каких-то конкретных действиях и результатах говорить еще рано», – считает топ-менеджер компании.

Напомним, еще осенью прошлого года Министерство экономики и инфраструктуры подготовило такой же проект реформы и даже зарегистрировало его в государственной канцелярии правительства республики. Однако проект окончательно так и не был утвержден, несмотря на то что правительство Молдовы в ноябре утвердило также план государственного бюджета на 2020 год, 21,6 млн евро из которого направили на увеличение уставного капитала ЖДМ. На эти средства предполагалось провести реструктуризацию предприятия. Реализацию проекта снова отложили и вернулись к нему только в конце мая текущего года.

Как ранее писал «Гудок», документом предусмотрено создание коммерческих компаний «Железнодорожная инфраструктура Молдовы», «Грузовой железнодорожный транспорт», «Железнодорожный пассажирский транспорт», акционером которых выступит Агентство публичной собственности. Ранее национальный перевозчик находился в управлении Министерства экономики и инфраструктуры Республики Молдова, сейчас же входит в состав агентства. ЖДМ, которая также будет преобразована в акционерное общество, возьмет на себя корпоративное управление новыми структурами.

Тогда министр экономики (ныне бывший) Вадим Брынзан утверждал, что кардинальная реформа отрасли необходима. «К сожалению, от ЖДМ осталось только название, остальное заложено и перезаложено. Против компании подано много исков, более 7 тыс. сотрудников не получают зарплату месяцами, и железной дороге приходится под эти цели брать кредиты», – считает министр.

Проект разработан в соответствии с национальным законодательством, в частности об управлении публичной собственностью и выведении ее из государственного сектора, а также с Концепцией реформирования ЖДМ, утвержденной еще в октябре 2017 года. Дважды проект замораживали на неопределенный срок. Сергей Томша отметил, что это связано с частой сменой правительства страны. Сейчас майский документ находится на рассмотрении премьер-министра.
«В компании существуют две стороны: одна выступает за изменения, другая – против. По моей оценке, сейчас больше людей выступают за реформу. ЖДМ – единственная администрация, которая не претерпела изменений со времен Советского Союза. Из-за этого, считаю, у нас присутствуют серьезные проблемы с железной дорогой в стране», – отметил Сергей Томша.

Отраслевые эксперты тоже не верят в скорейшую реформу государственного перевозчика, связывая это с тем, что сейчас на рынке ЖДМ нерентабельна и крайне убыточна. Вице-президент Ассоциации экспедиторов Молдовы Юрий Гуцу утверждает, что помимо дефицита персонала в компании на перевозчике висят многомиллионные долги.
«Кредитный портфель размером минимум 100 млн евро, долги по зарплате в пределах 5–7 млн евро, другие задолженности еще на 20 млн евро. Потенциальному собственнику придется взять погашение этих задолженностей на себя. А с учетом того, что многие кредиты брались под государственные гарантии Молдовы, нет уверенности в том, что правительство останется гарантом для частной компании», – рассказал «Гудку» эксперт.

Однако главный инженер ЖДМ Мирон Гагауз считает, что правительство принимает во внимание все текущие проблемы компании и принимает решение о реформе исходя из своей логики, которая должна укладываться в общую логику транспортной политики республики.
«Минтранс внимательно изучил международный опыт, разработал концепцию развития транспортной отрасли Молдовы, утвердил дорожную карту реализации этой концепции и готовит соответствующие регуляторные решения. Мы, как железнодорожники, принимаем эти решения и являемся только лишь их исполнителями», – резюмировал Мирон Гагауз.
Власть | Документ

Автор: Надежда Проскура

Новости

12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»