Подписка 1520 - PDF

Доходы мимо кассы

Понедельник, 06.04.2020 в 21:43
Персонал не доверяет антикоррупционной практике компании
Персонал не доверяет антикоррупционной практике компании | Управление | Документ
Акционерное общество «Укрзализныця» (УЗ) оценило коррупционные риски для деятельности компании в 2019 году. Размер убытков от противоправных действий сотрудников компании составил 596 млн грн (около $22 млн). Больше всего нарушений допускается при проведении процедуры закупок и управлении активами. По результатам проверок заведено 76 уголовных дел.

Напомним, наблюдательный совет УЗ создал в компании комитет, отвечающий за противодействие коррупции, в январе 2020 года после череды громких скандалов, связанных с деятельностью компании. По оценке премьер-министра Алексея Гончарука, который ушел в отставку 4 марта, масштаб проблемы достиг в УЗ огромных размеров. «Коррупция абсолютно дикая: крадут почти на всем. Компания является неэффективной и убыточной, поэтому мы будем принимать по этому поводу кадровые решения, потому что так продолжать работать невозможно. Если менеджмент и руководство озабочены своими карманами, а не тем, как идут дела в УЗ, то нормальной работы не будет. Почти каждый день горят локомотивы, в ручном управлении вагоны, отдельные чиновники и диспетчеры отправляют вагоны не туда, где это нужнее, а туда, где им выгоднее, где им заплатили. Это нужно прекратить», – отметил Алексей Гончарук.

По словам председателя наблюдательного совета УЗ Шевки Аджунера, создание антикоррупционного комитета даст возможность системно следить за тем, какие усилия прилагает компания для обучения руководства и работников этическому поведению при ведении деятельности и какие – для усиления борьбы с коррупцией, а также ускорить крайне необходимые улучшения в этом вопросе.

Сейчас УЗ провела оценку коррупционных рисков, которые негативно влияют на деятельность компании, и подготовила планы, как их устранить. В 2019 году проведено 812 проверок, в том числе 42 служебных расследования, по результатам которых установлено, что компании нанесен ущерб в размере более 596 млн грн ($22 млн). В 76 случаях начато уголовное дело, материалы 139 проверок направлены в правоохранительные органы. Кроме того, 93 работника УЗ уволены, 293 сотрудникам объявлен выговор, 29 человек отстранены от работы или переведены на другую должность, 158 железнодорожников лишили премии.

Больше всего коррупционных рисков выявлено при проведении процедуры закупок (28 случаев) и управлении активами (19 случаев).

Как сообщили в УЗ, существенный ущерб компании принесли филиалы – Центр обеспечения производства, который закупил скоростемеры и запасные части к ним по завышенной на 7 млн грн ($257,8 тыс.) цене, и Пассажирская компания при закупке каменного угля – на 27 млн грн ($994,2 тыс.). Такую же схему использовали в Центре управления промышленностью при закупке передвижного дробильно-сортировочного комплекса. Переплатили 7 млн грн ($257,8 тыс.), а также установили оборудование стоимостью 16 млн грн ($589,2 тыс.) китайского производства вместо украинского, как было указано в условиях тендера. Злоупотребляли служебным положением и в Центре диагностики железнодорожной инфраструктуры. Для проведения капитального ремонта вагонов-дефектоскопов в сговоре с ООО «Галактика-тест» работники центра также завысили цену. Все материалы переданы в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и правоохранительные органы.

Есть и другие существенные нарушения. В частности, в Киевском центре механизации путевых работ обнаружились неучтенные товарно-материальные ценности и переплаты работникам на сумму свыше 3,2 млн грн ($117,8 тыс.). Бухгалтерская и кадровая службы вагонного участка станции Киев-Пассажирский придумали схему для незаконных выплат премий и поощрений, на которой обогатились почти на 54 тыс. грн ($2 тыс.).

В УЗ также уточнили, что компания заняла принципиальную позицию по нетерпимости к коррупции со стороны чиновников профильных ведомств и своих сотрудников. И выставила иски о возмещении ущерба по семи завершенным уголовным делам на общую сумму 300 млн грн ($11,3 млн). В качестве ответчиков названы ГП «Управление промышленных предприятий Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины», которое обогатилось при закупке метизной продукции, шпал и щебня, и филиал Центра обеспечения производства при закупке стрелочных переводов.

Недостатками антикоррупционной практики в УЗ считают отсутствие четкого распределения функций между ответственными подразделениями – они практически дублируют друг друга, разрозненный учет сообщений о нарушениях, причем так называемые обличители ничем не защищены и информация, которую они передают о злоупотреблениях, не является конфиденциальной, поэтому сотрудники компании слабо верят в то, что коррупцию можно предотвратить. Кроме того, не хватает квалифицированных специалистов в сфере противодействия коррупции в филиалах и структурных подразделениях.

Все эти недостатки в УЗ планируют устранить. В связи с этим в феврале 2020 года компания подписала меморандум о стратегическом партнерстве с государственным оператором железных дорог Германии Deutsche Bahn AG. Немецкая компания окажет УЗ консультационные услуги, а с 2021 года планирует оказать поддержку в сфере управления компании.
«Я рассчитываю на немецкую нулевую терпимость к коррупции, которая помогла бы нам изменить статус-кво в УЗ. В конечном итоге мы ожидаем результата, который будет заметен не только в части финансовых показателей компании, но и с точки зрения комфорта каждого клиента», – уточнил Алексей Гончарук.

Как пояснил «Гудку» руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий, недостатки, вскрытые в деятельности УЗ, характерны для любой крупной компании, имеющей разветвленную сеть филиалов, структурных подразделений и большой объем закупок. «Находясь на периферии, они самостоятельно проводят тендеры, зачастую с нарушениями, а закупочную деятельность в центральном офисе контролировать гораздо проще. Чтобы этого не происходило, необходимо ужесточить наказание за любого рода злоупотребления и повышать сознательность сотрудников компании», – резюмировал Александр Паращий.

Управление | Документ

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»