Подписка 1520 - PDF

Сомнительный приоритет

Суббота, 14.03.2020 в 23:09
Национальный перевозчик блокирует конкуренцию при поддержке властей
Национальный перевозчик блокирует конкуренцию при поддержке властей | Спор | Арбитраж
Частный оператор Gargzdu gelezinkelis (Gg) подал жалобу в Европейскую комиссию на ограничение доступа к магистральной сети со стороны органов исполнительной власти Литвы. По этой причине компания не может выполнить договор с ОАО «Беларуськалий» на перевозку удобрений от белорусской границы до порта Клайпеда, поэтому несет убытки в размере 40 млн евро.

Жалоба подана 28 февраля, и, как сообщили в Gg, в настоящий момент ЕК подтвердила, что она соответствует всем необходимым требованиям, зарегистрирована и будет рассмотрена по существу.

По словам владельца Gg Игоря Удовицкого, компания на протяжении последних трех лет безуспешно обращалась в Министерство транспорта и коммуникаций Латвии, а также в Управление транспортной безопасности республики за разрешением на перевозки по магистральным путям AB Lietuvos Gelezinkelia («Литовские железные дороги», ЛЖД) и даже в судебные инстанции. Кроме того, в компании считают противозаконным оказание государственной поддержки национальному перевозчику ЛЖД, который является также владельцем инфраструктуры, в ущерб частным операторам.

Gg специализируется на маневровых работах в порту Клайпеда, имеет специализированную ремонтную мастерскую, парк маневровых локомотивов.
«В жалобе в ЕК представлены многочисленные примеры системных нарушений, которые практически уничтожили конкуренцию в железнодорожных перевозках. Это манипуляции со стоимостью минимального пакета доступа к инфраструктуре, перекрестное субсидирование ЛЖД и дочерних компаний, незаконная прибыль инфраструктурных подразделений, предоставление мощностей государственному перевозчику не только с нарушением процедур, а вообще без всякой процедуры, а также финансовые льготы», – говорит Игорь Удовицкий.

Недавно компания подписала договор с ОАО «Беларуськалий» на перевозку минеральных удобрений до порта Клайпеда с последующей перевалкой на терминале для сыпучих грузов Biriu kroviniu, с этой целью закупила восемь новых магистральных локомотивов и планировала увеличить парк до 20 единиц. И в очередной раз обратилась к железнодорожным властям за разрешением на перевозку грузов по территории Литвы – от границы с Беларусью до припортовой железнодорожной станции Драугисте.

Доступ предоставили только на некоторых участках, за исключением Кузяй – Клайпеда и Радвилишкис – Пагегяй, которые являются частью маршрута доставки белорусских удобрений.

Таким образом, грузовые составы ограничены в движении. «По этой причине убытки на сегодняшний день, по нашим оценкам, уже превысили 40 млн евро и продолжают увеличиваться каждый день», – отметил Игорь Удовицкий.

Поэтому и было принято решение направить жалобу в ЕК.

Как сообщил заместитель директора Управления транспортной безопасности Литвы Юстас Расомавичюс, доступ к инфраструктуре получили компании, которые планируют перевозить больше грузов и обладают приоритетом в сегменте пассажирских перевозок, то есть дочерние предприятия ЛЖД – грузовой оператор LG Cargo и пассажирский LG keleiviai. Другой причиной является перегруженность именно тех участков, которые необходимы частному оператору для перевозки грузов.

Тем не менее похоже, что поддержка профильного ведомства слабо сказывается на объемах и выручке ЛЖД. По итогам года, как признались в компании, есть сокращение объемов транзита на 16,3% каменного угля, нефти, продуктов питания в направлении Калининградской области, также сократились объемы импорта нефти и черных металлов через порт Клайпеды. Падение удалось незначительно, на 5,1%, компенсировать за счет внутренних перевозок. В целом объемы грузоперевозок уменьшились на 2,8%, до 50,5 млн тонн.

Впрочем, литовские власти не в первый раз ограничивают движение конкурентам ЛЖД. Как ранее писал «Гудок», по этой же причине в марте 2019 года в ЕК направил аналогичную жалобу оператор LGC Cargo. Компания на протяжении полутора лет не могла получить разрешение на перевозку грузов от границ Литвы с Латвией и Белоруссией до Калининградской области.

В этом случае министерство мотивировало отказ тем, что такой вид перевозок относится к транзиту, для которого в Железнодорожном кодексе Литвы есть особые требования. Транзитными перевозками в Россию может заниматься только государственное предприятие, так как их необходимо контролировать.

Однако, по мнению генерального директора LGC Cargo Сергея Грачева, именно по Железнодорожному кодексу республики транзитом считается тот груз, который едет из третьей страны в третью страну, то есть, например, из Белоруссии в Калининград, из Казахстана в Калининград. Если же груз выгружается или загружается в любой европейской стране, то он уже не считается транзитом.
«По нормам ЕК жалобы рассматриваются в течение года и даже плюс один-два месяца, поэтому сроки рассмотрения нашей претензии еще не прошли. И мы надеемся на положительное решение в пользу компании, хотя таких прецедентов еще не было, насколько я знаю», – сообщил «Гудку» Сергей Грачев.

В Gg с оптимизмом рассматривают перспективу собственной победы. «При положительном рассмотрении жалобы виновных ждут штрафы в несколько десятков миллионов евро. И, конечно же, обязательная компенсация пострадавшей стороне убытков, связанных с нарушениями. И такой вариант вполне возможен, есть примеры. Ситуация с Gg аналогична знаменитому делу с Orlen», – считает Игорь Удовицкий.

Напомним, ЛЖД в 2008 году под предлогом ремонта демонтировала участок длиной 20 км между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге. По этой причине Латвия потеряла часть транзита, зато порт Клайпеды увеличил грузооборот.

В 2011 году польская компания Orlen, которая поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в ЕК на нечестную конкуренцию ЛЖД.
«Из-за авантюрной и недальновидной политики руководства ЛЖД получили огромный штраф от ЕК и затем опять построили эту ветку. Прямые убытки составили более 50 млн евро, но ещё более значительную сумму железная дорога заплатила Orlen в качестве компенсации за свои нарушения», – резюмировал Игорь Удовиций.

В компании полагают, что и в их споре результат будет таким же.
Спор | Арбитраж

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

17 ч
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»