Подписка 1520 - PDF

В советах не нуждаются

Суббота, 09.11.2019 в 22:47
В Прибалтике работниц железнодорожной отрасли больше, чем в других странах ЕС
В Прибалтике работниц железнодорожной отрасли больше, чем в других странах ЕС  | Кадры | Исследование
Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER) и Европейская федерация транспортников (ETF) провели исследование о трудоустройстве женщин в железнодорожной отрасли. Выяснилось, что представительницы прекрасного пола занимают всего 20% рабочих мест, в то время как в среднем по всем отраслям экономики ЕС женщины заполняют 46% рынка труда.

CER, представитель работодателей, и ETF, организация работников, решили разработать комплекс предложений, чтобы привлечь женщин в железнодорожную отрасль. Рекомендации будут разосланы всем железнодорожным компаниям ЕС. Как выяснил «Гудок», в трех странах ЕС, вышедших из постсоветского пространства, но остающихся в пространстве 1520, ситуация с трудоустройством женщин на железных дорогах отличается от европейской. Литве, Латвии и Эстонии рекомендации CER и ETF, по всей видимости, не понадобятся. Женщин в железнодорожных компаниях Прибалтики и так достаточно.

Эстония

Женщин больше, чем мужчин

«После сокращений, прошедших в отрасли, женщин на железной дороге стало работать больше, чем мужчин, – сказал «Гудку» председатель Профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров. – Упали грузовые перевозки, поэтому сокращались в основном машинисты и сотрудники, обслуживающие составы. Это мужчины. Среди машинистов у нас только одна женщина, она водит пассажирские поезда. А места, которые занимают в основном женщины (дежурство по станции, работа в конторах и т.д.), не сокращались».

По мнению Олега Чубарова, число женщин-машинистов может увеличиться: у многих есть желание работать в кабине локомотива, вести подвижной состав. Но препятствием являются графики работы машинистов – не самые удобные для женщин. Матерям придется делать рейсы с ночевкой в пункте оборота, расставаясь с домом и детьми на сутки или больше.
«Есть маленькие государства, где машинист уходит из дома утром и, совершив оборот, возвращается вечером. Там женщин, управляющих поездами, больше. А у нас достаточно большие расстояния», – говорит эстонский профсоюзный лидер.

Как рассказал Олег Чубаров, железнодорожники Эстонии получают более высокую зарплату, чем в других странах Прибалтики, однако она до сих пор вдвое ниже, чем у финских коллег, при более высокой нагрузке на машиниста. Однако профсоюзы стараются приблизить условия труда и заработка к европейским стандартам.
«Рекомендации от ЕС по количеству женщин в отрасли нам не нужны. По этой части мы всех догнали и перегнали. А вот если бы CER и ETF порекомендовали поднять зарплату до средней по ЕС, было бы гораздо полезнее», – резюмировал председатель профсоюза.

Литва

Грузовой поезд в руках машинистки

Как сообщил «Гудку» заместитель председателя Федерации профсоюзов железнодорожников Литвы Валерий Цыганков, женщин в отрасли 34% и их количество давно уже не сокращается.
«Мы освободили женщин в желтых жилетах от тяжелых путевых работ еще в прошлом веке, – напомнил профсоюзный лидер. – Сейчас они работают в отрасли экономистами, бухгалтерами, диспетчерами, начальниками станций, дежурными по станциям».

По словам господина Цыганкова, гордостью отрасли являются женщины-машинисты. Их две. Одна водит пассажирский поезд, другая проходит обучение, после которого станет машинистом грузового состава.

Но, по мнению профсоюзного лидера, рост числа женщин в отрасли не самоцель. «Работать на железной дороге престижно, зарплата у нас выше, чем в среднем по стране, так что желающих хватает. И все-таки лучше, когда женщина занимается семьей и радуется жизни. А задача мужчин – работать, а не увеличивать процент женщин, которые вкалывают вместо них».

Латвия

Старые нормы больше не мешают

Руководитель отдела охраны труда и трудовых отношений Латвийского профсоюза железнодорожников Владимир Новиков рассказал «Гудку», что в концерне LDZ женщин 30%. Зато в пассажирской компании их 52%. Это связано с тем, что там большое количество кондукторов и кассиров.

По словам господина Новикова, в ближайшее время европейская организация CER планирует провести анкетирование по поводу числа работниц в отрасли и условий женского труда на железных дорогах. Латвия может указать, что в помощь женщинам предусмотрены дополнительные дни к отпуску, время для кормления ребенка (им никто не пользуется, но норма существует), пособия на первоклассника, чтобы собрать его в школу. И мужчинам, и женщинам, у которых есть дети до трех лет, отпуск предоставляется только в летнее время или в период, выбранный самим работником.
«Сейчас на женщину всерьез смотрят как на потенциального работника, который сможет водить поезда, потому что в Европе машинистов катастрофически не хватает, – рассказывает Новиков. – Я только что вернулся из Цюриха, где обсуждался вопрос формирования женских локомотивных бригад. В Латвии таких бригад пока еще нет, но мы уже всерьез об этом задумываемся. До последнего времени нам мешали старые, оставшиеся с советских времен регламенты. Сейчас они пересмотрены».

По старым нормам, прежде чем получить лицензию машиниста, нужно было поработать помощником машиниста. А в должностные обязанности помощника входило обслуживание состава, в том числе монтаж и замена тормозной колодки. Она весит 16 кг, а женщина, согласно нормам охраны труда, могла поднимать не более 15 кг. Соответственно, она не имела права стать помощником машиниста, а значит и машинистом.

Сейчас помощник машиниста тяжести поднимать не должен – эта работа отдана ремонтным бригадам. Он только осуществляет осмотр подвижного состава. Кроме того, теперь машинистом можно стать сразу, пройдя необходимое обучение и минуя ступеньку помощника.
«Женские бригады в самой обозримой перспективе появятся и у нас, – прогнозирует Владимир Новиков. – Заключен договор, по которому к нам придут новые электропоезда, будет сокращен интервал движения, и пассажирской компании потребуется увеличить штат машинистов более чем на треть. Поэтому мы тоже начинаем смотреть на женщин как на потенциальных машинистов пригородных поездов».

Нетрудно предположить, что количество женщин будет увеличиваться в административном аппарате, на должностях диспетчеров, дежурных по переездам. Вполне реально появление женщин и на грузовых составах, но пока грузоперевозки сокращаются, и там нет потребности в новых машинистах.
«Единственное, где женщины не появятся, – на физически трудной работе монтеров путей. Женщин-путейцев у нас уже давно нет и не будет. Многие меры по защите женского здоровья на железных дорогах Латвии гораздо более жесткие и конкретные, чем в Европе», – заключает профсоюзный деятель.
Кадры | Исследование

Автор: Михаил Зубов

Новости

4 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персонал»

Вторник, 06.10.2020 03:56
Понедельник, 24.08.2020 21:39