Подписка 1520 - PDF

Приоритет отдали магистрали

Понедельник, 27.05.2019 в 04:38
Железнодорожный транспорт признали основным средством передвижения пассажиров внутри Латвии
Железнодорожный транспорт признали основным средством передвижения пассажиров внутри Латвии | Документ | Развитие
Министерство транспорта Латвии и Автотранспортная дирекция утвердили концепцию развития общественного транспорта на 2021–2030 годы. Документ четко определяет приоритеты развития перевозок пассажиров в стране. Железнодорожные перевозки предложено активно развивать. А дотации на автобусные маршруты, создающие внутривидовую конкуренцию на транспорте, отменят.

Напомним, министерство предварительно представило проект концепции Совету общественного транспорта в преддверии конкурса для перевозчиков, с которыми муниципалитеты заключат соглашение на новый сезон. Это относительно новая структура, которая начала работать в Латвии в 2014 году для планирования в сфере пассажирских перевозок, хотя идею транспортной реформы министр транспорта Талис Линкайтс озвучивал еще в феврале текущего года, когда занял пост после смены правительства. «Сеть маршрутов будет основана на железнодорожных перевозках, также будет снижен объем дотируемых маршрутов, введены коммерческие и бесплатные автобусные рейсы, изменена формула компенсации убытков. Сейчас автобусы часто дублируют железнодорожные маршруты, что ведет к нерациональному использованию бюджетных средств, потому что государство дотирует как автобусные, так и железнодорожные перевозки», – отметил Талис Линкайтс.

По его словам, отдельные автобусные маршруты можно сохранить для регионального развития, но, к примеру, в Рижской агломерации, где есть железная дорога, их нет смысла дотировать.

Лишиться государственной поддержки могут, в частности, параллельные железной дороге маршруты из Риги в Юрмалу, Елгаву, Огре.

Однако проект сразу подвергся критике. В частности, председатель комитета по делам сообщений и транспорта Рижской думы Вадим Фальков настаивал, что предлагаемая профильным министерством транспортная реформа не до конца продумана. К примеру, маршрут Рига – Даугавпилс в сутки обслуживают десять автобусных рейсов и три железнодорожных. И пока перевес явно не в пользу магистрального сообщения, которое в будущем должно стать приоритетным. То же соотношение на участке Рига – Сигулда, где курсируют 12 поездов и 57 автобусов, причем автотранспорт – три-четыре раза в час. Этот маршрут, а также автобусы из столицы республики в Яункемери, Слоку, Олайне, Елгаву, Огре и Саласпилс министерство планирует сделать коммерческими.
«Хотя пока никто не планирует сократить до Сигулды автобусы Балтинава – Рига или Яунпиебалга – Рига, чтобы там все пересаживались на поезд. То есть автобусы все равно собираются возить пассажиров в столицу, а не до ближайшей станции. Они должны будут на шоссе как-то уживаться с коммерческими рейсами и не ехать одновременно с поездом», – говорит Вадим Фальков.

Он также отмечал, что, если концепцию утвердить без учета мнения общественности, может получиться так, что коммерческие автобусы уже введут, а новые электрички еще не купят.

Правительство все же учло эти предложения. С 2021 года во всех регионах Латвии, кроме Риги, по 20 маршрутам будет обеспечен бесплатный общественный транспорт. Он будет введен для малонаселенных регионов, в которых проживают менее четырех человек на один квадратный километр, а также на тех маршрутах, где государственные дотации превышают 85%.

Так, бесплатно пассажиры смогут добраться из Руцавского края до Лиепаи, из Айзкраукльского края в Крустпилсский через Яунелгавский и Салский края, из Аматского края в Вецпиебалгский, из Вилякского края в Ругайский через Балвский край, из Резекненского края в Вилянский, из Циблского края через Лудзенский в Зилупский край, а также смогут передвигаться внутри Кулдигского, Неретского, Алуксненского, Вилякского и Дагдского краев.

Как подчеркнул Талис Линкайтс, по мере приближения 2021 года маршруты будут еще раз пересмотрены и окончательно утверждены.
«Услуги общественного транспорта по всей стране впервые будут одинаковыми: жителям будут доступны перевозки одинаково высокого качества независимо от края, где они живут. Будет обеспечена мобильность всем группам общества, в том числе пассажирам с функциональными расстройствами. Для того чтобы жителям было удобнее пересаживаться с одного транспортного средства на другое, планируется ввести единый билет. Важно, что улучшения ждут не только пассажиров, но также государство и перевозчиков, так как введение новой концепции будет более выгодно государству и в отрасли наконец будут единые стандарты и условия», – объяснил Талис Линкайтс.

В то же время на маршрутах с большим пассажиропотоком будут курсировать поезда, автобусные перевозки, дотируемые государством, сохранят для регионов, где нет железнодорожного сообщения. Таким образом, маршрутная сеть региональных автобусов будет уменьшена на 17%.

Председатель правления Автотранспортной дирекции Кристиан Годиньш, в свою очередь, отметил, что число дотируемых государством автобусных рейсов в большей степени сократится в Риге и Рижском районе, а в регионах маршрутная сеть будет обслуживаться, как раньше.

Представленная концепция развития общественного транспорта на 2021–2030 годы предполагает, что на автобусных маршрутах, которые идут параллельно железнодорожным, будут введены перевозки на коммерческой основе. Стоимость билета на этих маршрутах будет определять перевозчик, все расходы и потери будут его риском на собственной ответственности, и государство не будет покрывать убытки. Изначально коммерческими будут сделаны маршруты Рига – Яункемери, Рига – Олайне, Рига – Елгава, Рига – Сигулда, Рига – Саласпилс, Рига – Огре и Рига – Даугавпилс, а впоследствии их число может быть увеличено.

Как пояснил Кристиан Годиньш, в последние годы в Латвии сократилось количество жителей (по данным международной статистической базы Worldometer, в Латвии наблюдается самое большое в мире сокращение населения: за 2018 год республика потеряла 0,98% жителей), выросло число личного транспорта, а также уменьшилось число пассажиров, однако сеть маршрутов осталась почти неизменной, и каждый год неизменно растут траты государственного бюджета на дотации общественного транспорта.

По его словам, с 2021 года для пассажирского транспорта по всей Латвии будут единые требования к качеству услуг. Новые договоры с перевозчиками по результатам тендера будут заключены осенью 2020 года. Кристиан Годиньш пояснил, что на сегодняшний день существуют разные договоры с разными перевозчиками, однако в новом тендере будут единые договоры с едиными требованиями качества.

Во второй половине июня начнется конкурс на оказание услуг общественного транспорта по маршрутной сети, общий размер которой составляет 65 млн км. По условиям тендера сеть разделят на 16 частей. Для поддержания конкурентоспособности один перевозчик сможет в течение года оказывать услуги пассажирских перевозок на расстоянии не более чем 15 млн км. Итоги конкурса объявят в конце 2019 года.

Концепция развития также предусматривает обновление железнодорожного подвижного состава и предполагает два варианта развития событий. Если новый тендер на покупку поездов пройдет успешно, то с 2021 года в Латвии будет введен интервальный график и существенно увеличится число рейсов. Если же закупка не состоится, пройдет тендер на обеспечение услуг общественного транспорта по железнодорожным маршрутам.

Что касается опасений Вадима Фалькова, на обновление подвижного состава в пригородном сообщении средства из государственной казны уже, похоже, нашлись. В начале мая Центральное агентство финансов и договоров (подчиняется Министерству финансов Латвии) расторгло договор с предприятием Rigas satiksme (RS) о реализации проекта по строительству трамвайной линии в рижском районе Сканстес, который софинансируется из фондов Европейского союза. Причиной стали подозрения в возможном мошенничестве при закупках в RS, а к коррупционным проявлениям в ЕС «нулевая толерантность». Ранее в рамках проекта агентство уже выплатило RS 451 тыс. евро, и эти деньги компания теперь должна вернуть до 3 августа 2019 года. Как сообщила представитель министра транспорта Алена Зандере, ведомство рассматривает возможность направить средства на покупку поездов АО Pasazieru vilciens (оператор пригородных перевозок).
Документ | Развитие

Автор: Вадим Павлов, Елена Кудрявцева

Новости

10 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»